Ошибка № 1. Районы под реновацию в Москве
После того как в Москве назвали районы,
которые окажутся в зоне реновации, на рынке сразу появились объекты коммерческой недвижимости, расположенные в этой зоне. Когда-то я осматривал небольшой ТЦ в Москве, чтобы оценить возможность его приобретения инвесторами нашей краудфандинговой площадки. Разговор с продавцом не задался, мы явно не сходились в оценке характеристик объекта и попрощались холодно. На днях мне позвонил риелтор и сообщил, что собственник изменил своё мнение и готов к переговорам. Одного взгляда на карту реновации стало понятно, почему: помещение находится в районе пятиэтажек, которые пойдут под снос. Здание отдельно стоящее, сносить его не будут. Так в чём же дело? А в том, что вокруг торгового центра развернётся гигантская стройка, которая растянется на годы (как показывает практика, строительство новых домов и их заселение могут занять около пяти лет). В то же время коммерческая недвижимость — это выгодные инвестиции, ведь сдача в аренду площадей под бизнес может принести собственнику хорошие дивиденды от 10% годовых. Именно этим фактом, как правило, и руководствуются инвесторы, которые планируют недвижимость купить. Владение объектом — это доходный бизнес, а бизнес должен работать. Вкладываться в подобные объекты в зоне реновации рискованно: скорее всего, в течение нескольких лет новый собственник должен будет содержать здание, не получая дохода. Возможно, покупатель найдётся, но опытный инвестор попросит за него скидку не менее 25, а то и 40%.
Совет собственнику: Если вы планируете продавать объект в зоне реновации, будьте готовы, что покупатель попросит за риск большой дисконт. Если вы к этому не готовы, выставлять на продажу такую недвижимость не стоит. Вы рискуете потратить время впустую: найти незадачливого покупателя, который при покупке не учтёт такой аспект, как реновация, в Москве будет очень сложно.