Большой гипермаркет и районный торговый центр: есть ли разница — AKTIVO
8 800 500-64-64
Большой гипермаркет и районный торговый центр: есть ли разница
Генеральный директор инвестиционной платформы AKTIVO Егор Клименко о том, в чем отличия форматов и какое будущее их ждет.
Еще десять лет назад странно было бы представить статью с таким заголовком. Ответ был очевиден – в гипермаркете есть все, а в районном магазине только хлеб, молоко и дешевый алкоголь. Но теперь районные торговые центры ведут активную экспансию, а гипермаркеты сдают позиции.
Ассортимент
Аналитики Knight Frank еще в 2019 году отметили: количество торговых центров малого формата (3-20 тыс. кв. метров) растет. Одна из причин: желание экономить время. Жители спальных районов предпочитают посещать магазины в зоне обитания.

Напрашивается закономерный вопрос: разве раньше люди не хотели сберечь время? Хотели, но экономия этого ресурса приводила к дефициту разнообразия. Раньше гипермаркет разительно отличался разнообразием по сравнению с небольшими разнопрофильными магазинами у дома. Современные районные торговые центры располагают наиболее востребованным набором товаров и услугами актуальными именно у жильцов этой локации.

Районный торговый центр – это гипермаркет в миниатюре. Гипермаркет побеждает в том случае, если покупатель хочет не просто разнообразия товара, но и наличия специфических продуктов.
Аудитория
В торговом центре крупного формата помимо гипермаркета есть и другие точки притяжения семейной аудитории, которые решают задачу досуга, шопинга и развлечений, дают возможность в одном месте купить продукты и товары первой необходимости, обновить гардероб, сходить в кино или ресторан, на время шопинга пристроить детей в развлекательный центр.

Аудитория районных торговых центров более широкая – это и пенсионеры, которые не могут ездить далеко по состоянию здоровья и те, кого привлекли продуктовые дискаунтеры, и семьи, и работающая аудитория, у которой нет лишнего времени и желания для поездок в крупные ТРЦ и гипермаркеты. Районные торговые центры способны оперативно удовлетворить спонтанные потребности – продукты, лекарства, товары для детей, товары для животных.
Выживаемость в сложных условиях до Covid-19…
Гипермаркеты становятся менее интересны покупателям. На эту тенденцию обратили внимание сети, вроде, «Магнита» и X5 Retail Group – компании открывают больше магазинов в формате «у дома». При этом игроки рынка, которые не смогли быстро переориентироваться, теряют доходы. Изначально ориентированная на крупные форматы, «Лента» в 2019 году ухудшила показатель выручки по гипермаркетам на 0,7%, а LFL-продажи в магазинах у дома выросли на 11,8%.

Изменения интереса покупателей объясняется несколькими причинами:

● развитие районных торговых центров с продуктовым ритейлом – ассортимент товаров схож и необходимость тратить время на дорогу исчезает;

● развитием e-commerce, который помогает экономить время и деньги и в результате получать нужный товар нужного качества и параметров в локальных точках и пунктах выдачи неподалеку от жилого дома или с помощью курьера;

● снижение реальных доходов покупателей, которые в первом полугодии 2020 упали на 3,7%.

Один из способов, которые гипермаркеты используют, чтобы поддержать покупательский спрос – доставка. В этом случае гипермаркет становится не только точкой, где покупатель самостоятельно приобретает товар, но и складом для сборщиков доставок.

Например, «Сбермаркет» предоставляет услугу доставки из многих сетей, но в регионах преимущество отдается гипермаркетам вроде METRO и «Ленты». Но и здесь появились конкуренты: «Самокат» – дискаунтер, который не работает как традиционный магазин, но открывает локальные склады в районах, удешевляя доставку и стоимость для конечного потребителя.
... и после
2020 год стал кризисным для всего мира. Отразился он и на продуктовом ритейле, и на торговых центрах.

В апреле после покупательского бума, вызванного панической мыслью о дефиците продуктов, трафик покупателей значительно упал. В гипермаркетах и супермаркетах в среднем на 50%, в магазинах у дома на 20-30%. Продуктовый ритейл оказался в лучшей позиции, чем торговые центры, которые в августе смогли восстановить после локдауна в среднем 65-70% от покупательского потока.

Продуктовый ритейл – один из немногих сегментов, который не закрывался во время карантина и помогал торговым центрам оставаться открытыми. Продуктовый ритейл – залог стабильного покупательского потока, поскольку при любом кризисе продукты первой необходимости будут нужны.

С другой стороны, пропускной режим не всегда позволял легко попасть в отдаленный гипермаркет – у некоторых жителей не хватало временных лимитов на такие длительные «прогулки». Безусловно, эта информация повлияла и на инвесторов, которые справедливо могут рассудить, что гораздо безопаснее вложиться в несколько районных торговых центров, которые даже при условии нового локдауна, с большей вероятностью останутся открытыми и будут обеспечены районным трафиком. Инвестиционный интерес влияет и на количество строящихся объектов. Районные торговые центры «более живучие» в экстремальных условиях.

Гипермаркет – формат, построенный на пост-застойном желании видеть многообразие продуктов и товаров. Это место, которое позволяет осознать, что дефицита больше не существует. Все нужное есть в одном месте.

Районные торговые центры – формат нового времени. Вероятно, в ближайшие годы тренд на районные центры будет расти, а вот что станет с гипермаркетами – покажет время. Гиганты не привыкли исчезать – они любят трансформироваться.

Источник: New-retail
02/09/2020