Ни для кого не секрет, что рынок коммерческой недвижимости традиционно подвержен сезонности. Любая компания-посредник, имеющая на рынке хоть какой-то бэкграунд, легко назовет периоды активных продаж и спада. Самый всплеск сделок купли-продажи объектов коммерческой недвижимости приходится на ноябрь (активной также остается и первая половина декабря). В этот период наблюдается пик выплат государственных заказчиков своим подрядчикам, а топ-менеджеры многих крупных компаний получают годовые бонусы и вкладывают средства в недвижимость.
Вторая половина декабря и январь, как правило, большим количество сделок риелтеров не радуют, а следующий пик активности покупателей приходится уже на март — апрель (захватывая и первую половину мая, когда завершаются сделки, договоренность по которым произошла в апреле). Далее следуют июнь, не слишком активный месяц, «мертвый сезон» в июле и постепенное оживление рынка в августе, когда начинаются первые продажи. Ну и, конечно, в сентябре и октябре число сделок возрастает (иногда в разы).
С чем это связано? Безусловно, с активностью покупателей. В России есть большой класс людей, которые воспринимают коммерческую недвижимость как инструмент вложения средств с целью их сохранения и приумножения. А покупатель со средним чеком 100–500 млн рублей имеет свои привычки. И долгосрочный отпуск, проведенный, как правило, за границей, для него святое. Такой период отпусков, как несложно догадаться, приходится на периоды с декабря по январь и с мая по август.
Летний и зимний периоды продаж в той или иной степени влияют на работу всех компаний, занимающихся посредничеством на рынке. В июле обороты риэлтерских агентств обычно падают на 30–50%, а то и больше.