Блог AKTIVO
Рынок жилья ведет себя как рынок нефти: на снижение цен застройщики отвечают увеличением предложения
Столичный рынок жилья все больше напоминает рынок нефти: вместо того чтобы сокращать новое строительство в период снижения цен, девелоперы выводят все новые и новые проекты, отметил руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олег Репченко, выступая на организованной Московской ассоциацией риелторов ежегодной аналитической конференции «Ситуация, тенденции, прогноз».
В последние пару лет макроэкономика и геополитика, ранее определявшие ситуацию на рынке недвижимости, достигли точки квазистабильности. Все плохое, что могло произойти, по большому счету, уже случилось. Тренды на рынке недвижимости практически перестали зависеть от внешних факторов. Главное, что теперь «рулит» рынком, — это объемы предложения. Точнее — их значительный рост в последние годы на фоне сжатия платежеспособного спроса. По данным «ИРН-Консалтиг», в 2017 г. в Москве и Подмосковье в экспозиции находится примерно 7,5 млн кв. м жилой недвижимости против 4–5 млн кв. м в 2011–2013 гг. Фактически, рынок недвижимости ведет себя примерно так же, как рынок нефти: в ответ на снижение цен застройщики увеличивают объемы предложения, хотя, по логике вещей, должны бы сокращать. Используются две стратегии — «дешевле дешевого» и «больше за те же деньги». В наиболее затоваренных локациях компании вынуждены конкурировать ценой, нередко доводя дело до ценовых войн. На фоне роста предложения на рынке объемы ввода жилья, наоборот, падают. Парадокс объяснятся тем, что последние три года в столичном регионе продается значительно меньше жилья, чем строится. По данным «ИРН-Консалтинг», в 2015–2016 гг. только между Третьим транспортным кольцом и МКАД на рынок вышли новые проекты с общей площадью квартир 3,7 млн кв. м, а куплено за это время было только 1,5 –1,6 млн кв. м. То есть рынок «затоваривается».

Ликвидировать избыток предложения и стабилизировать цены могло бы значительное снижение девелоперской активности. Однако в настоящее время московский рынок подает противоположные сигналы. Очевидно, что пока предложение существенно превышает спрос, ценовой тренд не изменится — цены так и будут ползти вниз в среднем на 10% в год.

Дмитрий Михайлов
Директор по развитию AKTIVO
"Такая тенденция — плохой знак для инвесторов в жилую недвижимость. Нет смысла покупать квартиры для перепродажи. Нет и особого смысла инвестировать в жилье с целью сдачи его в аренду: часть нового жилья, которое выходит на рынок, сдается. Конкуренция растет, цены на аренду снижаются, доходность таких инвестиций не увеличивается. Сейчас в столице в среднем по рынку доходность от сдачи объектов жилой недвижимости в аренду составляет лишь 5% годовых. Иную доходность и другие тренды мы видим на рынке коммерческой (в частности, торговой недвижимости) недвижимости. К примеру, согласно данным компании JLL, в первом полугодии 2017 года на российский рынок качественных торговых центров вышло всего 334 тыс. кв. м, что на треть меньше результата аналогичного периода предыдущего года. До конца 2017 года российский рынок торговых центров пополнится еще 806,2 тыс. кв. м, что будет также на треть ниже итогов 2-го полугодия прошлого года. Некоторое снижение цены на объекты компенсируется снижением объема ввода недвижимости. Средняя доходность объектов торговой недвижимости, представленных сейчас на рынке, составляет около 10% годовых. В данный момент наша площадка готовится предложить инвесторам новый объект торговой недвижимости в московском регионе. "
Обратная связь

Выберите действие и наши специалисты проконсультируют вас по возникшим вопросам в удобной для вас форме

Заказать звонокНаписать сообщение