Пандемия, как ни странно, усилила товарную глобализацию. Руководство сетей брендовых товаров, с одной стороны, вынуждены закрывать физические филиалы и перемещаться в онлайн, чтобы не потерять в продажах. С другой, они ощущают отток покупателей в связи с тем, что ограничены перемещения между городами и странами. Но интересно то, что отток приезжего трафика начался еще до пандемии. Если раньше торговые центры с хорошим конкурентным насыщением среди арендаторов были прерогативой крупных городов, то сейчас плюс-минус одинаковый состав можно обнаружить в большинстве точек. Таким образом, ездить на шопинг в столицы регионов или в Москву стало не слишком интересно.
Тем более еще в 2000-х инвесторы-первопроходцы наметили путь для освоения «новых» земель. И если жители крупных городов пресыщены крупными ТЦ, которые есть в каждом квартале, то для регионов открытие крупных и районных торговых центров все еще представляет интерес и дает ощутимый толчок светской жизни.
Крупные ТЦ создают пространства, которые не только отвечают потребительским запросам в плане продуктов и товаров, но и заменяют устаревшие и однотипные дома культуры для проведения спортивных мероприятий, разного рода маркетинговых ивентов и интерактивных выставок, поскольку проходимость в ТЦ несравнимо выше, чем в типовых «ДК Шахтера» или «55-летия Революции».
Начнем с того, что самого понятия волны научно не существуют. Обычно под волной понимают значительный стабильный прирост после падения показателей. Он случается в том числе из-за несоблюдения мер гражданами, что усиливает распространение вируса. Осень — период респираторных заболеваний, что, конечно, увеличит нагрузку на медицинский сектор. Однако пока правительство сообщают о небольших рисках
нового локдауна.
Меры против пандемии часто бывают точечными: например, сейчас в
ЮАР ослабляютограничения, а на
Мальте закрывают ночные бары и клубы. Медики отмечают, что вирус стал чаще встречаться у людей
20-40 лет в бессимптомной форме — и это опасно для людей из группы риска, которые даже не заподозрят, что общаются с больным человеком. Локальные вспышки есть сейчас и буду продолжаться. Это значит, что на карантин в любой момент может попасть любой район и город. А для локального бизнеса — это не лучше, чем полный локдаун.
Опираясь на сценарий, который был использован весной 2020 года, возможны два варианта, которые нужно учитывать:
- закрыты все общественные зоны и предприятия, кроме торговых центров с продуктовым ритейлом и продуктами первой необходимости. В этом случае часть горожан предпочитает заказывать доставки, чтобы не рисковать, другая, изнывая от отсутствия социальных контактов, использует продуктовый шопинг как развлечение;
- в дополнение к первому варианту — вводятся пропуска и запрет на перемещение без причины. Жителям разрешают посещать ближайшие к дому магазины.
Первый вывод: оба сценария создают благоприятную обстановку для районных торговых центров. Пандемия поддержала
тренд последних лет на интерес инвесторов именно к такому формату небольших площадок, которые закрывают потребности жителей района и при этом экономят время на перемещение.
Второй вывод: если у вас крупный торговый центр, в котором нет супермаркета или хотябы продуктовых рядов — организовывайте. В случае локдауна, они помогут остаться на плаву и не закрыться.
Третий вывод: организуйте доставку и продумайте вариант, в котором торговый центр частично становится складом под доставку. Это поможет выжить арендаторам.
Кризис — это проверка на прочность и жизненный урок, выучив который бизнес укрепляет позиции. В период затишья у инвесторов есть возможность заранее провести аудит активов, чтобы встретить потенциальную опасность по всеоружие. Советую этот шанс не упускать.