Традиционная и превалирующая статья расходов для всех россиян – продукты питания. Во втором квартале 2019 года – это 38,9% от доходов. Распределение трат зависит от региона, и срез по стране нельзя назвать однородным ни географически, ни исторически: с 2004 года по 2018 расходы на продукты питания упали на 10%. В 14 регионах РФ по данным 2020 года расходы превышают 40%. Среди них:
- 59% - Ингушетия;
- 55% - Дагестан;
- 48% - Чукотский автономный округ;
- 48% - Смоленская область;
- 45% - Кабардино-Балкария;
- 44% - Рязанская область;
- 43% - Мордовия;
- 42% - Тюменская область;
- 40% - Саратовская область;
- 40% - Тульская область.
При этом в 11 регионах затраты не превышают 30%, например: - 24% - Ханты-Мансийский автономный округ;
- 25% - Москва и Московская область;
- 26% - Татарстан и Мурманская область
Часть исследователей видит прямую корреляцию: если процент трат на еду высокий (например, к 2018 году средний класс упал до 30%), значит доходы падают, наступает инфляция, средний класс сокращается, и население чувствует наступление кризиса – поэтому инстинктивно проводит больше времени дома и тратит деньги на приятности в виде еды.
Казалось бы, именно 2020 год должен был максимально увеличить расходы на еду: мы ведь постоянно сидели дома. Но апрель-май 2020 года показали другие результаты по России. В «СберДанные» отметили рост по категориям к 2019 году:
- +26,2% - «Бытовая техника и электроника»;
- + 71,2% - «Универсальные магазины».
Эти данные общие по стране, но отражают актуальную для всех регионов статистику. Оказавшись дома в четырех стенах, россияне заметили, что техника устарела, обои облупились да и посуда совсем не похожа на ту, из которой мы привыкли есть во время бизнес-ланчей или вечерних посиделок с друзьями в кафе и барах. Стремясь сохранить привычный антураж, многие взялись за обновления. А сокращение расходов в категориях «Кафе» и «Досуг» привело к увеличению трат в категориях «Товары для дома», «Бытовая техника» и «Ремонт».
Именно эти две категории «Универсальные магазины» и «Бытовая техника» дают интересный вектор для размышлений регионального инвестора. Мы привыкли призывать инвестировать в крупные торговые центры в Москве осознавая, что именно подобные объекты гарантируют трафик и доход пайщика. Изменение потребительского спроса в России, развитие региональных торговых центров, ростом интереса к универсальным магазинам и бытовой технике, которые используют схему — «магазин и склад для доставки» в одно и тоже время (М-Видео, Ситилинк, Эльдорадо, RBT, Лента, Ашан и другие) привел к тому, что инвесторы из регионов вполне могут успешно вложить средства в местные объекты коммерческой недвижимости, став совладельцами с инвесторами из Москвы и других крупных городов, которые заинтересовались другими зонами Российской Федерации.
Начало 2021 года – время активное. Помимо политической повестки, мы все следим за вакцинацией, которая с каждым днем охватывает все больше населения, а значит мы все ближе к возвращению в привычное русло, подчеркивает эксперт. Самое время заскочить в поезд удачных инвестиций, пока они еще не превратились в общеизвестный тренд, и их стоимость вернулась на академический уровень.