Блог AKTIVO
Торговля районного масштаба
С начала кризиса средний размер сдаваемого в Москве торгового центра (ТЦ) сократился почти вдвое. Девелоперы всерьез сконцентрировались на небольших районных ТЦ: в таком формате будут работать 85% объектов, запланированных к открытию в ближайшие два года. Примечательно, что количество малоформатных ТЦ растет на фоне общего сокращения ввода коммерческой недвижимости. При этом эксперты считают рынок еще недостаточно насыщенным. Обеспеченность торговыми площадями в Москве составляет 415 кв. м на 1 тыс. человек. Это высокий, но не избыточный показатель.
Егор Клименко
Генеральный директор Aktivo
О том, что структура нового предложения ТЦ стала существенно меняться, мы начали говорить еще в прошлом году. «Расцвет» небольших торговых площадей связан в первую очередь с изменением покупательских предпочтений. Это раньше поездка в гипермаркет воспринималась как некое развлечение, а сейчас к огромным магазинам все уже привыкли и даже стали замечать их недостатки, такие как огромное количество людей, проблемы с парковкой и т.д. Более того, «магазины у дома» не подвержены конкуренции и со стороны растущих онлайн-продаж. Да и в целом приобретение товаров ежедневного спроса, особенно из сегмента продовольственных товаров, остается более устойчивым по сравнению с динамикой покупок, скажем, одежды, обуви и др. И возрождение мини-форматов наблюдается сейчас не только в России, но и, к примеру, в Турции, Бельгии и Испании, где, как и у нас, по данным Nielsen, на них приходятся 7 из 10 походов жителей в магазин и 26% продаж в денежном выражении. А ежегодные темпы роста оборота в небольших торговых заведениях находятся на уровне 14% при 2‒2,5% в крупных.

Именно поэтому, на мой взгляд, в Москве основной объем строительства ближайших двух-трех лет составят районные (локальные) проекты: малые форматы торговых объектов или торговые площади в составе МФК или ТПУ. Выгода девелоперов очевидна — такие объекты быстро возводятся и не требуют инвестирования значительных ресурсов.

Само собой, подобная «локальность» привлекательна не только для институциональных, но и для частных инвесторов, решившихся вложиться в покупку небольших торговых объектов.

К инвестиционным плюсам «мелкой нарезки» я бы отнес, к примеру, более высокие арендные ставки, прогнозируемую зону охвата и быстрый период брокериджа (поиск арендаторов, переговоры с ними и т.д.). Ну и, самое главное, общая цена таких помещений, как правило, не выходит за рамки бюджета большинства «частников». Так, к примеру, минимальная стоимость пая в AKTIVO составляет сейчас 300 000 рублей. При том что самые выгодные для инвестиций объекты торговой недвижимости, представленные на нашей площадке, предлагаются с прогнозируемой окупаемостью в течение 7‒8 лет (тогда как в среднем по рынку это минимум 10 лет). При среднегодовой доходности на уровне 13% годовых. Якорными арендаторами наших объектов являются магазины ведущих российских продовольственных сетей, таких как «Перекресток», «Пятерочка», «Магнит», «Лента», «Виктория» и др.
Источник: Коммерсант
26/11/2018

Обратная связь

Выберите действие и наши специалисты проконсультируют вас по возникшим вопросам в удобной для вас форме

Заказать звонокНаписать сообщение