Блог AKTIVO
Антирекордный ввод
Столичные девелоперы лишь наполовину выполнили планы по вводу торговых площадей в этом году. По данным компании Knight Frank (KF), к концу 2018-го на рынок Москвы вышло только 57% запланированных к сдаче торговых площадей — 269 000 кв. м, что на 20% ниже показателя 2017-го. Это рекордно низкий показатель за последние 10 лет, отмечают эксперты. По предварительным оценкам KF, общий объем предложения столичного рынка торговой недвижимости составит в 2018 году 12,3 млн квадратных метров.
Стоит отметить, что тренд на уменьшение ввода в эксплуатацию новых торговых площадей наблюдается не только в Москве, он характерен для всей России. «Антирекорд» по итогам 2018 года ожидается в общенациональных масштабах. Так, по прогнозам Cushman & Wakefield, по всей стране в этом году будет введено в строй порядка 500 тыс. «квадратов» новых торговых площадей (существенно ниже результатов 2017 года), из которых половина приходится только на Москву и Подмосковье.

Вместе с тем на этом фоне я бы выделил весьма интересную тенденцию — взятый рынком курс на снижение средней площади торгового объекта. Обратите внимание: все введенные с начала года торговые центры (ТЦ) имеют арендуемую площадь не более 30 тыс. кв. м. Получается, что за последние три-четыре года торговые объекты «ужались» почти вдвое. Сейчас девелоперы вообще всерьез сконцентрировались на небольших районных ТЦ. В таком формате будут работать 85% объектов, запланированных к открытию в ближайшие два-три года. И в этом стремлении к «малым формам» я лично не вижу ничего плохого. По моему мнению, тренд на развитие небольших локальных ТЦ не только восполняет сейчас пробелы в сегменте торговой недвижимости, которые были связаны с бурным развитием отрасли и ориентацией преимущественно на крупноформатные объекты, но и соответствует изменяющимся привычкам потребителей.

В свою очередь, именно новая модель потребления запустила маховик «передела» всего московского рынка торговой недвижимости. Его постепенное насыщение качественным предложением наряду с нежеланием покупателей ездить за товарами повседневного спроса за пределы района и привели к смещению интересов девелоперов с мегамоллов на небольшие ТЦ.

Чем подобная локальная трансформация рынка может быть привлекательна для частных инвесторов, читайте здесь.

Егор Клименко
Генеральный директор AKTIVO
Источник: Ведомости
07/12/2018

Узнавайте первыми!

Получайте еженедельный дайжест новостей рынка недвижимости и аналитические материалы от наших специалистов первыми. Мы ценим ваше время и не занимаемся рассылкой спама.

Обратная связь

Выберите действие и наши специалисты проконсультируют вас по возникшим вопросам в удобной для вас форме

Заказать звонокНаписать сообщение