Блог AKTIVO
России предсказали «антирекорд» по росту торговых площадей
Уменьшение ввода в эксплуатацию новых торговых площадей в России в 2018 году будет еще более существенным, чем в прошлом. По этому показателю ожидается «антирекорд», считают аналитики международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield (C&W). В компании пояснили, что, согласно прогнозу, в этом году в России будет введено в эксплуатацию еще меньше торговых центров, чем в прошлом: всего порядка 500 тыс. кв. м торговых площадей. При этом половина этого объема придется на Москву и Подмосковье.
Егор Клименко
Генеральный директор Aktivo
Тренд действительно уже сейчас имеет ярко выраженный характер. Так, по данным того же C&W, в первом квартале текущего года в стране открылись всего 4 торговых центра общей арендуемой площадью 95 тыс. квадратных метров. Для сравнения - даже в кризисный 2014 год - за аналогичный период в эксплуатацию было сдано 10 (!) новых объектов суммарной площадью свыше 400 «квадратов».

Однако, на этом фоне, стоит отметить и еще одну интересную тенденцию, оставшуюся за рамками новостного поля. Речь идет о курсе на снижение средней площади торгового объекта - все введенные с начала года торговые центры имеют арендуемую площадь не более 30 тыс. кв. м. И в этом стремлении к «малоформатности» аналитики рынка не видят ничего плохого. В частности, по словам директора по развитию бизнеса C&W Ольги Ясько, нынешний интерес девелоперов и инвесторов к небольшим объектам, как строящимся, так и построенным ранее - ее даже радует. «Уже имеющиеся здания приводятся в порядок и заполняются арендаторами, - поясняет она. - Такими объектами интересуются и профессиональные игроки рынка, и начинающие предприниматели, которые реализуют первые коммерческие проекты в сфере недвижимости. Обновленные торговые центры ориентируются, прежде всего, на потребности жителей близлежащих микрорайонов, и это улучшает инфраструктуру жилых районов города». Эксперт уверена и в том, что тренд на развитие малых форматов торговой недвижимости не только восполняет сейчас пробелы в сегменте торговой недвижимости, которые были связаны с бурным развитием отрасли и ориентацией преимущественно на крупноформатные объекты, но и соответствует изменяющимся привычкам потребителей. Это раньше поездка в гипермаркет воспринималась как некое развлечение, а сейчас к огромным магазинам все уже привыкли и даже стали замечать их недостатки, например огромное количество людей. Более того, «магазины у дома» не подвержены конкуренции и со стороны растущих онлайн-продаж. Да и в целом приобретение товаров ежедневного спроса, особенно из сегмента продовольственных товаров, остается более устойчивым по сравнению с динамикой покупок, скажем, одежды, обуви и др. Что, кстати, подтверждают и данным компании Nielsen, исследовавшей состояние малых форматов торговли в России, Турции, Бельгии и Испании, в настоящее время маленькие магазины переживают возрождение: на них приходятся 7 из 10 походов жителей в магазин и 26% продаж в денежном выражении. При этом ежегодные темпы роста оборота в небольших торговых заведениях находятся на уровне 14% при 2-2,5% в других форматах.

Именно поэтому я считаю, что в существующих условиях рынка инвестиции в локальные торговые объекты и будут являться наиболее оптимальной стратегией для частных инвесторов. К инвестиционным плюсам подобной «мелкой нарезки» могу отнести: более высокие арендные ставки, прогнозируемую зону охвата и быстрый период брокериджа (оказания посреднических услуг, таких как поиск арендаторов, переговоры с ними и т.д.). Ну и самое главное, общая цена таких помещений, как правило, не выходит за рамки бюджета большинства частных инвесторов. Минимальная стоимость пая в AKTIVO, к примеру, составляет сейчас 300 тысяч рублей. При том что самые выгодные для инвестиций объекты торговой недвижимости продаются сейчас на рынке по цене, предполагающей окупаемость в течение 10 лет. Объекты, представленные в портфеле нашей площадки, имеют даже меньшие сроки окупаемости, не превышающие 8 лет. Сейчас AKTIVO предлагает частным инвесторам стать совладельцами четырех коммерческих помещений, якорными арендаторами которых являются магазины ведущих российских продовольственных сетей, в Московском регионе (три из них находятся в ближайшем Подмосковье, а один — на северо-востоке столицы). И все они имеют прекрасную локацию — находятся на «первой линии», в центре города или на шоссе, где есть постоянный людской поток. Именно поэтому их среднегодовая доходность для наших инвесторов начинается с отметки 12,7% годовых (для московского объекта, в области — от 13,4% до 14,8%), тогда как среднерыночный показатель составляет 10%.
Источник: REGNUM
11/05/2018

Обратная связь

Выберите действие и наши специалисты проконсультируют вас по возникшим вопросам в удобной для вас форме

Заказать звонокНаписать сообщение