Журнал "Компания"
Аппетит хищника. Федеральные торговые сети поглощают «малышей»
Крупнейшие федеральные торговые сети (ФТС) отчитываются о росте продаж и заявляют об открытии до конца года около 2500 магазинов общей площадью 2 млн кв. м. Львиная доля приходится на лидеров рынка – «Магнит» и X5 Retail Group. «Магнит» планирует открыть 80 гипермаркетов и 950 магазинов шаговой доступности, X5 – около 1000 магазинов «Пятерочка», 37 «Перекрестков» и пять гипермаркетов «Карусель». Годом ранее у этих ритейлеров появилось 1476 и 1144 новых магазина соответственно. Если так пойдет и дальше, «Магниту», который удерживает лидерские позиции по оброту с начала 2013 г., придется снять желтую майку лидера.
Активная экспансия, продолжающаяся, несмотря на кризис, является следствием изменения потребительской модели поведения. По данным исследования GfK, в столице индекс потребительских настроений восстановился почти до докризисного уровня, хотя в мелких городах он остается на 15-летних минимумах. Однако россияне уже привыкли экономить и даже научились получать от этого удовольствие (как говорится в исследовании Nielsen, 70% россиян нравится искать более низкие цены). Успешность продуктового сегмента во многом связана и с тем, что, даже несмотря на снижение реальных доходов, люди предпочитают не сокращать расходы на товары первой необходимости.
Ритейлеры включились в битву за число покупателей, руководствуясь принципом: если не будешь двигаться вперед, то можешь потерять свою долю рынка.
Это уже отражается на судьбе локальных сетей. Зачастую они не имеют резервов для смены стратегии развития и сокращения издержек, не готовы перестраивать работу с поставщиками и контролировать рост цен. А значит – рискуют быть съеденными ФТС, а то и попросту закрыться. Новости о судьбах местных продуктовых сетей редко выходят за пределы региона, но примеры в масштабах страны не единичны. В Екатеринбурге в июле сеть «Звездный» объявила о закрытии 13 магазинов, всего их у компании чуть более 20. Сеть «Пикник», имеющая 29 магазинов в Екатеринбурге и Свердловской области, испытывает трудности и продает четыре торговых объекта. В Нижегородской области Х5 Retail Group арендовала 47 магазинов сети «Райцентр», которые продолжат работу под брендом «Пятерочка». Для собственников бизнеса такой шаг оправдан: доходы от аренды будут выше доходов от собственной торговли. «Пятерочка» поселилась и в бывших магазинах сети «Ассорти» в Сыктывкаре и в московских «Огнях столицы». Крупнейшим поглощением пока остается приобретение год назад у ГК «Росинка» 104 магазинов в ЦФО. При этом в самой компании отмечают: «Органический рост – основной путь развития сети. По итогам 2015 г. до 80% новых магазинов открылось благодаря органическому росту. В то же время компания также будет рассматривать возможности по точечным приобретениям, которые создают стоимость для бизнеса, соответствуют стратегии компании, ее управленческим и финансовым возможностям, а также не оказывают негативного влияния на операционную деятельность».

Конечно, в регионах есть сильные сетевые игроки, которым пока под силу сдерживать натиск ФТС. Так, сибирская ГК «Холидей», имеющая более 490 магазинов, тоже открывает новые торговые точки и в Красноярском крае рассчитывает обыграть «федералов». Но это, скорее, исключение из правила. Крупнейшие игроки постепенно продавливают рынок. Негативным последствием таких действий может стать разорение не только местных торговых предприятий, но и региональных производителей продуктов.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Михаил Рогожин,

управляющий директор отдела торговых помещений CBRE в регионах России:

«При погоне за большим количеством новых магазинов и низкими ценами зачастую страдает качество продукции, что формирует негативный имидж и становится причиной отрицательных отзывов покупателей. Поэтому продуктовым ритейлерам именно сейчас необходимо более тщательно подходить к выбору локальных поставщиков и не только контролировать цены, но и проверять продукцию на соответствие стандартам качества. Уровень конкуренции среди продуктовых сетей варьируется в зависимости от локации и в целом может быть охарактеризован как средний: самая большая доля рынка принадлежит 5–7 ключевым игрокам, которые развиваются наиболее активно. Вероятнее всего, в ближайшее время новых крупных игроков на рынке не появится, а конкуренция может быть усилена за счет активности некоторых локальных игроков на отдельных рынках. При этом проблемы с выбором торговых помещений в сегменте также вряд ли возникнут: как столичные, так и региональные девелоперы по-прежнему крайне заинтересованы в привлечении качественных концепций как основного трафик-генератора в торговых центрах».
Артур Устимов
Операционный директор AKTIVO
«Активной экспансией сегодня заняты все федеральные сети. Выручка X5 Retail Group в I полугодии 2016 г. выросла на 26,2% по сравнению с показателем за аналогичный период предыдущего года и составила 480,3 млрд руб. Развивается и «Магнит», у него рост выручки за полгода составил 14,5% – до 519,45 млрд руб. Неплохо обстоят дела и в непродуктовом ритейле: истории, что с российского рынка уходят одежные бренды, уже в прошлом. Как отмечается в исследовании компании «Магазин магазинов», запросы на аренду помещений для стрит-ритейла со стороны продавцов одежды и обуви, ювелирных изделий, аксессуаров, косметики и участников сферы услуг составляют более 21% от общего объема запросов на подбор таких помещений в аренду. Согласно тому же исследованию, доля вакантности помещений стрит-ритейла в центре Москвы составляет около 8% и, скорее всего, снизится примерно на 1–2%. О существенном росте арендных ставок говорить пока рано, тем не менее на большинстве знакомых нам объектов (на данный момент мы отслеживаем ситуацию приблизительно по 100 из них) они немного выросли, договоры аренды были проиндексированы на 3–5%. Мы ожидаем, что к концу 2016 г. рынок увидит дальнейший рост цен. Наш прогноз по ценам на торговую недвижимость в Москве и ближайших областных центрах во втором полугодии – это рост примерно на 3% к сегодняшнему уровню».
Роман Харланов, общественный деятель:

«В перспективе мы можем столкнуться с ситуацией, когда местный бизнес попросту разорится. Не секрет, что федеральные сети очень оперативно принимают решения, и, поняв, что в том или ином городе или районе магазин стал убыточным, они с легкостью расторгают договор и съезжают. В итоге, когда местных владельцев магазинов уже выжили, а точки федеральных сетей внезапно закрылись, в этом районе может никого не остаться. Ибо далеко не все регионы интересны в плане прибыли и зачастую не оправдывают ожидания. Понятно, что в ситуации рынка говорить о защите конкуренции достаточно тяжело, потому что все делается, в общем-то, по закону, но что касается местных предпринимателей, перспектива для них довольно печальная».

Источник: Журнал "Компания"
12/08/2016
Обратная связь

Выберите действие и наши специалисты проконсультируют вас по возникшим вопросам в удобной для вас форме

Заказать звонокНаписать сообщение