Это уже отражается на судьбе локальных сетей. Зачастую они не имеют резервов для смены стратегии развития и сокращения издержек, не готовы перестраивать работу с поставщиками и контролировать рост цен. А значит – рискуют быть съеденными ФТС, а то и попросту закрыться. Новости о судьбах местных продуктовых сетей редко выходят за пределы региона, но примеры в масштабах страны не единичны. В Екатеринбурге в июле сеть «Звездный» объявила о закрытии 13 магазинов, всего их у компании чуть более 20. Сеть «Пикник», имеющая 29 магазинов в Екатеринбурге и Свердловской области, испытывает трудности и продает четыре торговых объекта. В Нижегородской области Х5 Retail Group арендовала 47 магазинов сети «Райцентр», которые продолжат работу под брендом «Пятерочка». Для собственников бизнеса такой шаг оправдан: доходы от аренды будут выше доходов от собственной торговли. «Пятерочка» поселилась и в бывших магазинах сети «Ассорти» в Сыктывкаре и в московских «Огнях столицы». Крупнейшим поглощением пока остается приобретение год назад у ГК «Росинка» 104 магазинов в ЦФО. При этом в самой компании отмечают: «Органический рост – основной путь развития сети. По итогам 2015 г. до 80% новых магазинов открылось благодаря органическому росту. В то же время компания также будет рассматривать возможности по точечным приобретениям, которые создают стоимость для бизнеса, соответствуют стратегии компании, ее управленческим и финансовым возможностям, а также не оказывают негативного влияния на операционную деятельность».
Конечно, в регионах есть сильные сетевые игроки, которым пока под силу сдерживать натиск ФТС. Так, сибирская ГК «Холидей», имеющая более 490 магазинов, тоже открывает новые торговые точки и в Красноярском крае рассчитывает обыграть «федералов». Но это, скорее, исключение из правила. Крупнейшие игроки постепенно продавливают рынок. Негативным последствием таких действий может стать разорение не только местных торговых предприятий, но и региональных производителей продуктов.