Мнения экспертов на этот счет разделились. Сергей Сосульников считает, что в сфере стартапов тема искусственного интеллекта (ИИ) перегрета и должна пойти на спад. «Устал» рынок и от платформ взаимного кредитования (p2p), поскольку туда стали заходить консервативные инвесторы, такие как пенсионные фонды, и поэтому доходность там значительно снизилась. К интересным направлениям профессиональный инвестор отнес уже «ортодоксальные» финтех-стартапы, включая связанные со страхованием, а также всевозможные маркетплейсы и так называемое альтернативное финансирование под залог судебных исков. Здесь доходность, по его оценкам, может доходить до 10% в долларах.
В то же время Алексей Горячев полагает, что тема ИИ просто обретет другое название — machine learning, чем и была всегда по сути, «поскольку никакого ИИ просто не существует в природе». Горячев считает, что успех будет зависеть от более профессионального подхода: «Эпоха тех, для кого венчур — это хобби, уходит в прошлое».
Артем Инютин надеется, что в 2019 году окончательно канут в лету истории с ICO. «Больно было видеть, как люди теряли много денег на откровенно мошеннических схемах, — пояснил он. — Что же касается трендов, то считаю, что «рулить» будут маркетплейсы, медицина, образовательные стартапы».
Дмитрий Гальперин уверен, что по-прежнему будут очень востребованы компании, которые занимаются автоматизацией рутинной офисной работы, и еще food tech.
В этой связи директор по стратегии и анализу Mail.ru Александр Горный предсказал скорый приход в Россию таких компаний, как Opendoor, Ofo, Fair, Carvana.
Управляющий директор «Септем Капитал» рассказал о запуске его компанией перспективного проекта Yango. «Это полностью удаленное открытие брокерских счетов для покупки облигаций, в том числе высокодоходных (ВДО), — подчеркнул он. — Однако, в отличие от США, у нас пока исключительно частные инвесторы, а там это институционалы, консерваторы, хедж-фонды. Рассчитываем, что по ВДО доходность в будущем году составит 13–18%, а в 2020 году — 12–16%. Кремниевая долина, к слову, тоже начиналась с высокодоходных облигаций».