2020 год стал кризисным для всего мира. Отразился он и на продуктовом ритейле, и на торговых центрах.
В апреле после покупательского бума, вызванного панической мыслью о дефиците продуктов, трафик покупателей значительно упал. В гипермаркетах и супермаркетах в среднем на
50%, в магазинах у дома на 20-30%. Продуктовый ритейл оказался в лучшей позиции, чем торговые центры, которые в августе смогли восстановить после локдауна в среднем
65-70% от покупательского потока.
Продуктовый ритейл – один из немногих сегментов, который не закрывался во время карантина и помогал торговым центрам оставаться открытыми. Продуктовый ритейл – залог стабильного покупательского потока, поскольку при любом кризисе продукты первой необходимости будут нужны.
С другой стороны, пропускной режим не всегда позволял легко попасть в отдаленный гипермаркет – у некоторых жителей не хватало временных лимитов на такие длительные «прогулки». Безусловно, эта информация повлияла и на инвесторов, которые справедливо могут рассудить, что гораздо безопаснее вложиться в несколько районных торговых центров, которые даже при условии нового локдауна, с большей вероятностью останутся открытыми и будут обеспечены районным трафиком. Инвестиционный интерес влияет и на количество строящихся объектов. Районные торговые центры «более живучие» в экстремальных условиях.
Гипермаркет – формат, построенный на пост-застойном желании видеть многообразие продуктов и товаров. Это место, которое позволяет осознать, что дефицита больше не существует. Все нужное есть в одном месте.
Районные торговые центры – формат нового времени. Вероятно, в ближайшие годы тренд на районные центры будет расти, а вот что станет с гипермаркетами – покажет время. Гиганты не привыкли исчезать – они любят трансформироваться.