Блог AKTIVO
Чем запомнился 2016 год инвесторам в коммерческую недвижимость?
О том, чем нам запомниться этот год и чего нам ждать в следующем, читайте в интервью Дмитрия Михайлова, директора по развитию AKTIVO.
2016 год для рынка коммерческой недвижимости выдался непростым. Как выразился Денис Соколов, руководитель отдела исследований Cushman & Wakefield, игрокам рынка пришлось «расстаться с иллюзиями еще в 2015 году», и в 2016-м сегмент коммерческой недвижимости «замер на краю пропасти: еще шаг вниз и — волна банкротств, замороженных строек, просроченных кредитов». В то же время, как отмечают эксперты, на рынке произошли качественные сдвиги, в этот сегмент вернулись инвесторы, и, согласно предварительным оценкам, четвертый квартал 2016 года отмечен весьма позитивными трендами, которые мы увидим и в 2017 году. О том, чем нам запомниться этот год и чего нам ждать в следующем, читайте в интервью Дмитрия Михайлова, директора по развитию AKTIVO.

1
Дмитрий, как бы Вы охарактеризовали состояния рынка коммерческой недвижимости в 2016 году? Чем этот год запомнился Вам?
— Для рынка коммерческой недвижимости этот год был очень непростым. Взять хотя бы ситуацию на офисном рынке, где наблюдались высокая вакантность площадей и снижение арендных ставок. Вопреки прогнозам, снижались и обороты розничной торговли в стране. С рынка ушли несколько крупных игроков, к примеру, обанкротилась сеть «ЦентрОбувь», как единое целое перестала существовать сеть гипермаркетов «Дети», закрылись и некоторые другие проекты. В то же время на рынок выходили новые игроки, к примеру, в Россию пришли сразу несколько американских одежных брендов.

2
А как это отразилось на сегменте торговой недвижимости?
— В сегменте торговой недвижимости (в отличие от офисной) мы не наблюдали высокой вакантности площадей. Напротив, торговые центры, которые были построены в 2014–2015 годах, нашли своих арендаторов.

Один из трендов этого года — это рост ресторанного рынка. Сейчас мы с вами можем легко заметить, как площади в ТЦ, которые ранее занимал ритейл, отдаются под ресторанные проекты (то же самое мы замечаем и в стрит-ритейле). А собственники торговых центров все чаще задумываются о посетителях: развивается детская розница, торговые площади отдают под пространство для развивающих проектов, детских мастер-классов и др. ТЦ развиваются качественно и активно привлекают посетителей, что положительно сказывается на их прибылях.

Хотя, конечно, 2016 год для розницы не был простым (ведь о росте покупательной способности населения говорить еще рано), многие арендаторы стремились снижать арендные ставки и постоянно вели переговоры с собственниками помещений.




3
Получается, что арендные ставки в 2016 году снижались?

— По крайней мере, в Московском регионе мы не отмечаем такого тренда. В целом арендные ставки сохранились на уровне 2015 года, а зачастую были выше. Понемногу собственники индексировали ставки (примерно на 3–5% за год в рублях). Индексация арендных ставок коснулась и объектов торговой недвижимости, собственниками которой являются инвесторы AKTIVO.

Кроме того, один из трендов последних лет — это рост торговых площадей, которые занимают ведущие продуктовые сети. Например, «Пятерочка» и «Магнит» открывали все новые и новые магазины, используя этот непростой период для активного роста. Торговые сети известных брендов — это тот сегмент рынка торговой недвижимости, которому наша краудфандинговая площадка уделяет особое внимание.

4
Отмечаете ли Вы снижение цен на объекты коммерческой, в частности, торговой недвижимости?
— Мы мониторим регулярно порядка 1000 объектов коммерческой недвижимости (в основном торговой). Это качественные помещения, которые могут приносить инвестору максимальный доход от сдачи в аренду. И мы не видим, чтобы цены на такие объекты снижались. В ряде случаев цены, напротив, растут. Скажем, если раньше ряд привлекательных объектов в Москве можно было купить со сроком окупаемости 8 лет, то теперь это срок увеличивается до 10 лет. Мы предполагаем, что рост цен на данные объекты связан с возросшей активностью покупателей на рынке коммерческой недвижимости, который стал особенно заметен в четвертом квартале этого года.

5
Чего вы ждете от нового, 2017 года?
— Самый важный итог 2016 года заключается в том, что на рынок вернулись инвесторы. Еще в самом начале года прогноз аналитиков Collers International о том, что объем инвестиций в коммерческую недвижимость в России составит $4 млрд долларов, казался мне несколько завышенным. В то же время по итогам первых 9 месяцев 2016 года объем инвестиций уже превысил планку $3,5 млрд. С учетом итогов четвертого квартала, скорее всего, мы сможем констатировать, что объем инвестиций в рынок коммерческой недвижимости в 2016 году составит уже $4,5 млрд.

Стагнацию рынка, которую мы наблюдали в 2016 году, стоит воспринимать как отправную точку для последующего роста. На мой взгляд, в 2017–2018 годах начнется восстановление рынка недвижимости в целом. А в 2017 году нас ждет постепенный рост арендных ставок на 3–5% в год, а также рост стоимости наиболее качественных объектов коммерческой недвижимости, способных приносить собственникам гарантированный доход от сдачи площадей в аренду.

AKTIVO - компания №1 для краудфандинга в коммерческую недвижимость
21/12/2016
Обратная связь

Выберите действие и наши специалисты проконсультируют вас по возникшим вопросам в удобной для вас форме

Заказать звонокНаписать сообщение