Рамблер. Финансы
Краудфандинг: почему в России не приживается сбор денег
Артур Устимов
Операционный директор AKTIVO
Во всем мире краудфандинговые площадки проводят миллиардные сделки и объединяют десятки тысяч инвесторов. В то же время российский рынок краудфандинга не развит абсолютно, находится в зачаточном состоянии, по некоторым подсчетам, его объем в 50 раз меньше американского. Есть ли перспективы у российских краудфандинговых платформ?

1
Крупнейшая американская краудфандинговая площадка в сфере недвижимости Fundrise оценивается почти в 80 млн долларов. На платформе зарегистрировано более 41000 инвесторов. В целом в мире насчитывается более 200 подобных площадок. А как у нас?

Краудфандинг в нашей жизни


Во время второй мировой войны на советских заводах о краудфандинге не слышали, однако, отказываясь от своих зарплат рабочие, делали танки и самолеты, организуя настоящий краудфандинг в пользу государства.


В повседневной жизни мы тоже постоянно сталкиваемся с краудфандингом – когда берем такси на двоих (чтобы было дешевле), когда заказываем в ресторане два блюда и нам в качестве бонуса приносят третье. Преимущества давно взяли на вооружение логистические компании: чтобы не гонять полупустые фуры, они находят партнеров-попутчиков, которым нужно доставить груз в том же направлении.

Однако как рынок краудфандинг в России оформился совсем недавно. В 2012 году появились такие площадки как Рlaneta (предлагает всем желающим поддержать творческих людей и их проекты), Boomstarter (предлагает софинансировать, как бизнес-стартапы, так и творческие проекты). Такой моделью сбора денег часто пользуются и благотворительные организации.


Все бы хорошо, но ни одна из российских платформ за все время работы еще не привлекла действительно крупных средств – даже 30-40 млн рублей. В то время как для Европы или Америки идея краудфандинга отнюдь не нова и такие суммы для них просто смешны. Целый ряд краудинвестинговых проектов в России – SmartMarket, VCStart, например – были вынуждены закрыться. Большинство выживших отечественных площадок представляют благотворительность, безвозмездное финансирование любимых групп и прочие творческие проекты.

Краудфандинг в России — это вообще не про доход соинвесторов, чего не скажешь о зарубежных аналогах.

2
Между тем, выгоды «работы в складчину» очевидны. Собрав ту или иную сумму в единый фонд, можно заниматься кредитованием бизнеса, совместной покупкой и управлением недвижимостью, создавать различную интеллектуальную собственность, приобретать что либо, чем можно пользоваться совместно. Возможности такой модели коллективных инвестиций – просто безграничны.


Что же тормозит развитие этого рынка в России?


Одна из проблем – историческая – кроется в тех самых коллективных инвестициях 90-х, в «пирамидах» и ПИФах, которые появлялись на заре рыночной экономики в нашей стране. Многие на них «обожглись», потому что далеко не все проекты коллективных инвестиций 90-х, да и начала 2000-х были успешны, а некоторые изначально создавались мошенниками.

3
Как работает рынок сбора денег?

Современный рынок краудфандинга можно определить как способ привлечения средств физических лиц. Отличительными чертами этого рынка являются открытость (человек точно знает, на какой именно проект он дает деньги и может всесторонне оценить его самостоятельно); доступность (участвовать в проекте, привлекающем финансирование, может любой человек, независимо от своих знакомств и связей); и скорость привлечения средств (интернет-технологии позволяют сформировать нужный фонд достаточно быстро, привлекая большое или неограниченное число участников).


4
В чем отличие краудфандинговой платформы от паевого фонда?

Вряд ли такие фонды можно отнести к форме современного краудфандинга. Ведь модель ПИФов подразумевает закрытое от инвестора управление различными активами – как хорошими, так и плохими.

Другими словами, пайщику остается только ждать и надеяться, что управляющая компания сформирует портфель с перекосом в «хорошие» активы.

К примеру, паевые фонды на рынке коммерческой недвижимости - это сугубо закрытые институты, предполагающие ограниченное число участников. А ПИФы на рынке жилой недвижимости – всего лишь модель, которая позволяет получить квартиру (или деньги), построив дом вместе с будущими соседями.

Сегодня уже известно, что не все подобные проекты оказались успешны. В то время, как модель коллективных инвестиций оставила в народной памяти свой негативный след.

И теперь рынку краудфандинга явно не хватает доверия.

5
Есть ли предпосылки для роста?

Именно сейчас, несмотря на шлейф негатива, который мешает развитию, у краудфандинга большие перспективы. Через два-три года мы увидим впечатляющий рост подобных проектов, которые будут связаны далеко не только с благотворительностью, финансированием альбомов музыкальных групп и фильмов. Новые краудфандинговые площадки, как сейчас в Америке и Европе, будут позволять частным инвесторам вкладывать деньги с условием извлечения именно финансовой прибыли.

Каковы предпосылки роста рынка краудфандинга в России? Их три:

1. Деньги частных инвесторов очень нужны экономике. Банковские кредиты слишком дороги, и если экономическая ситуация в стране не начнет резко улучшаться, компании будут стремиться привлекать средства физических лиц. Сегмент кредитования при помощи краудфандинга будет расти. Сейчас подобные модели кредитования в России редкость. Тем не менее, проект по привлечению средств частных инвесторов для обеспечения кредитов бизнесу уже реализует один из крупных банков.

2. На рынке краудфандинга появляются проекты, связанные с недвижимостью и другими сферами. Чтобы поверить в идею, приносящую прибыль, инвесторам нужен позитивный опыт. Современным качественным проектам нужно сначала поработать на рынке хотя бы год-два, показать инвесторам доходность. Тогда в краудфандинг поверит больше людей, так как о выгоде софинансирования на подобных платформах заговорит «сарафанное радио».

3. Финансовая грамотность в России будет расти. В отдаленной перспективе будут появляться качественно новые инвесторы. Молодое активное «поколение Y» гораздо лучше понимает, что накопления можно и нужно инвестировать, а в мире существуют не только банковские депозиты. Кроме того, это поколение мечтает о финансовой свободе и верит в ее возможность.

На плечах первопроходцев рынка как всегда серьезный груз. Тем командам, которые займутся краудфандингом, через пару-тройку лет работать будет проще. Прекрасной иллюстрацией к этому мнению могут стать слова Стива Джобса: «Не нужно быть лучшим, нужно быть первым». Кто первым приходит на рынок, тот имеет больше шансов на нем остаться!
Источник: Рамблер. Финансы
08/04/2016

Обратная связь

Выберите действие и наши специалисты проконсультируют вас по возникшим вопросам в удобной для вас форме

Заказать звонокНаписать сообщение