Как инвесторам коммерческой недвижимости подготовиться ко второй волне — AKTIVO
8 800 500-64-64
Как инвесторам коммерческой недвижимости подготовиться ко второй волне
Лето почти закончилось — впереди сезон простуд. В этом году его ждут с опаской: вторая волна способна привести к повторному локдауну — что отразится на бизнесе. Егор Клименко, генеральный директор краудфандинговой площадки AKTIVO о том, какие уроки инвесторам преподала первая волна и как готовиться ко второй.Коротко представьтесь и расскажите о компании или сервисе в 3-4 строках. С какими клиентами вы работаете, что вас вдохновляет. Чем гордится ваша команда, какие у нее ценности и мотивация.
Что показал первая волна
Реакция на первую волну пандемии во всем мире была очень разной: часть стран вводила жесткий локдаун, часть принципиально не включала противоэпидемиологические меры. В России режим ЧС вводить не стали, но в большинстве городов в среднем на пару месяцев закрыли общественные зоны, торговые центры, магазины, спортивные залы и общепит. В некоторых регионах ограничения продолжаются до сих пор. Для многих последствия оказались фатальными: 20% предприятий среднего и малого бизнеса не открылись после снятия ограничений.

В относительно безопасном и где-то даже выгодном положение оказался только один сегмент: продуктовый ритейл. Он не был закрыт и даже выручал арендодателей торговых центров: те оставались открытыми, а также получали прибыль с других магазинов, которые подпадали под требование — продукты первой необходимости — аптеки, ветеринарные магазины и подобные точки.

Видя эту тенденцию, инвесторы убедились в стабильности вложений в торговую коммерческую недвижимость и обратили пристальное внимание на инвестиции в торговую недвижимость под ритейл. Своевременное приобретение долей в нескольких объектах позволило инвесторам диверсифицировать вложения. Например, стать совладельцем помещения с моно арендатором – продуктовым ритейлером или приобрести долю в небольших торговых центрах у дома, где якорным арендатором является продуктовый супермаркет. Это спровоцировало рост инвестиций в формате ЗПИФ — одном из самых надежных и прозрачных в России. Интерес к ПИФам не просел в 2020 году: прирост с апреля по июль составил 42 млрд.рублей.
Прогноз на вторую волну
Начнем с того, что самого понятия волны научно не существуют. Обычно под волной понимают значительный стабильный прирост после падения показателей. Он случается в том числе из-за несоблюдения мер гражданами, что усиливает распространение вируса. Осень — период респираторных заболеваний, что, конечно, увеличит нагрузку на медицинский сектор. Однако пока правительство сообщают о небольших рисках нового локдауна.

Меры против пандемии часто бывают точечными: например, сейчас в ЮАР ослабляютограничения, а на Мальте закрывают ночные бары и клубы. Медики отмечают, что вирус стал чаще встречаться у людей 20-40 лет в бессимптомной форме — и это опасно для людей из группы риска, которые даже не заподозрят, что общаются с больным человеком. Локальные вспышки есть сейчас и буду продолжаться. Это значит, что на карантин в любой момент может попасть любой район и город. А для локального бизнеса — это не лучше, чем полный локдаун.

Опираясь на сценарий, который был использован весной 2020 года, возможны два варианта, которые нужно учитывать:

  1. закрыты все общественные зоны и предприятия, кроме торговых центров с продуктовым ритейлом и продуктами первой необходимости. В этом случае часть горожан предпочитает заказывать доставки, чтобы не рисковать, другая, изнывая от отсутствия социальных контактов, использует продуктовый шопинг как развлечение;
  2. в дополнение к первому варианту — вводятся пропуска и запрет на перемещение без причины. Жителям разрешают посещать ближайшие к дому магазины.
Первый вывод: оба сценария создают благоприятную обстановку для районных торговых центров. Пандемия поддержала тренд последних лет на интерес инвесторов именно к такому формату небольших площадок, которые закрывают потребности жителей района и при этом экономят время на перемещение.

Второй вывод: если у вас крупный торговый центр, в котором нет супермаркета или хотябы продуктовых рядов — организовывайте. В случае локдауна, они помогут остаться на плаву и не закрыться.

Третий вывод: организуйте доставку и продумайте вариант, в котором торговый центр частично становится складом под доставку. Это поможет выжить арендаторам.

Кризис — это проверка на прочность и жизненный урок, выучив который бизнес укрепляет позиции. В период затишья у инвесторов есть возможность заранее провести аудит активов, чтобы встретить потенциальную опасность по всеоружие. Советую этот шанс не упускать.
Источник: Business Story
0
8/2020