«Не Москвой едины»: пандемия указала, куда еще можно инвестировать деньги — AKTIVO
8 800 500-64-64
«Не Москвой едины»: пандемия указала, куда еще можно инвестировать деньги
В прошлом году ученые ВШЭ и МГУ опубликовали исследование о том, как тратили деньги регионы с 2010 по 2017 год. О том, как встряска 2020 года, режим самоизоляции, развитие курьерских служб, доставки и в целом глобализация повлияли на потребление в регионах и как изменился вес нестоличных областей для инвесторов и дистрибьюторов, Bankiros.ru поговорил с директором по маркетингу инвестиционной компании AKTIVO Аллой Васильевой.
Столичные и провинциальные траты
Ни для кого не секрет, что в столице доходы выше, возможностей больше — поэтому и траты населения отличаются от региональных. Исследование Сафронова и Зубаревича как раз и подмечает, что в столичных городах больше банковских вкладов и сделок по приобретению недвижимости.

Например, на 2017 год на покупку недвижимости тратили:

  • 7% в Тюменской области;
  • 8% в Москве;
  • свыше 5% в Санкт-Петербурге;
  • чуть больше 3% в среднем по стране.
С падением доходов населения о недвижимости задумываются все меньше, хотя инвесторы рассматривают ее как способ сбережения средств и приумножения доходов. Речь идет о коммерческой недвижимости с преимущественно продуктовым ритейлом-арендатором в основе и формой приобретения через Закрытый паевый инвестиционный фонд. Такой формат предполагает покупку «вскладчину» объекта институционального характера, который позволяет индексировать договоры аренды.

Что характерно: 2020 год повернул фокус внимания на регионы – они заинтересовали инвесторов не пресыщенной публикой, которая воспринимает торговые центры как развлекательно-досуговые зоны, а также значительно более низкой арендной платой при высоком трафике. Но важным критерием остается наличие продуктовой зоны и вот почему: при любом кризисе жители будут покупать еду. И как показала пандемия, только такие точки остаются открыты при тотальном локдауне. О возрастании роли продуктов в плане трат россиян говорят и исследовали – чем хуже ситуация, тем больше мы тратим на продукты.
Во главе стола россиян – еда
Традиционная и превалирующая статья расходов для всех россиян – продукты питания. Во втором квартале 2019 года – это 38,9% от доходов. Распределение трат зависит от региона, и срез по стране нельзя назвать однородным ни географически, ни исторически: с 2004 года по 2018 расходы на продукты питания упали на 10%. В 14 регионах РФ по данным 2020 года расходы превышают 40%. Среди них:

  • 59% - Ингушетия;
  • 55% - Дагестан;
  • 48% - Чукотский автономный округ;
  • 48% - Смоленская область;
  • 45% - Кабардино-Балкария;
  • 44% - Рязанская область;
  • 43% - Мордовия;
  • 42% - Тюменская область;
  • 40% - Саратовская область;
  • 40% - Тульская область.
При этом в 11 регионах затраты не превышают 30%, например:

  • 24% - Ханты-Мансийский автономный округ;
  • 25% - Москва и Московская область;
  • 26% - Татарстан и Мурманская область
Часть исследователей видит прямую корреляцию: если процент трат на еду высокий (например, к 2018 году средний класс упал до 30%), значит доходы падают, наступает инфляция, средний класс сокращается, и население чувствует наступление кризиса – поэтому инстинктивно проводит больше времени дома и тратит деньги на приятности в виде еды.

Казалось бы, именно 2020 год должен был максимально увеличить расходы на еду: мы ведь постоянно сидели дома. Но апрель-май 2020 года показали другие результаты по России. В «СберДанные» отметили рост по категориям к 2019 году:

  • +26,2% - «Бытовая техника и электроника»;
  • + 71,2% - «Универсальные магазины».
Эти данные общие по стране, но отражают актуальную для всех регионов статистику. Оказавшись дома в четырех стенах, россияне заметили, что техника устарела, обои облупились да и посуда совсем не похожа на ту, из которой мы привыкли есть во время бизнес-ланчей или вечерних посиделок с друзьями в кафе и барах. Стремясь сохранить привычный антураж, многие взялись за обновления. А сокращение расходов в категориях «Кафе» и «Досуг» привело к увеличению трат в категориях «Товары для дома», «Бытовая техника» и «Ремонт».

Именно эти две категории «Универсальные магазины» и «Бытовая техника» дают интересный вектор для размышлений регионального инвестора. Мы привыкли призывать инвестировать в крупные торговые центры в Москве осознавая, что именно подобные объекты гарантируют трафик и доход пайщика. Изменение потребительского спроса в России, развитие региональных торговых центров, ростом интереса к универсальным магазинам и бытовой технике, которые используют схему — «магазин и склад для доставки» в одно и тоже время (М-Видео, Ситилинк, Эльдорадо, RBT, Лента, Ашан и другие) привел к тому, что инвесторы из регионов вполне могут успешно вложить средства в местные объекты коммерческой недвижимости, став совладельцами с инвесторами из Москвы и других крупных городов, которые заинтересовались другими зонами Российской Федерации.

Начало 2021 года – время активное. Помимо политической повестки, мы все следим за вакцинацией, которая с каждым днем охватывает все больше населения, а значит мы все ближе к возвращению в привычное русло, подчеркивает эксперт. Самое время заскочить в поезд удачных инвестиций, пока они еще не превратились в общеизвестный тренд, и их стоимость вернулась на академический уровень.
Источник: Bankiros
26/01/2021