Блог AKTIVO
Офисный сегмент обогнал торговый
По предварительной оценке аналитиков Knight Frank, общий объем инвестиций в российскую коммерческую недвижимость по итогам 2018 года составит 250 млрд рублей (из них 170 млрд приходится на долю Москвы и области), что сопоставимо с показателями 2017 года. В структуре общероссийских инвестиций наиболее востребованным у инвесторов оказался офисный сегмент (52% всех вложений). На втором месте — торговый сегмент (23%). Схожая «картина» и в столичном регионе: 56% от общего объема инвестиций пришлось на офисы, 20% — на торговые объекты. Стоит отметить, что по результатам 2017 года распределение было иным — лидировал торговый сегмент с долей 46%, а второе место занимал офисный (38%).
Надо сразу оговориться, что ни о какой смене приоритетов в инвестиционных стратегиях речи не идет. В том же исследовании Knight Frank четко сказано, что ключевой сделкой, позволившей офисному сегменту занять в уходящем году лидирующую позицию в общей структуре инвестиций, стала покупка Сбербанком крупного офисного комплекса в составе «Суворов плаза» и Mirax Plaza в Москве.

А вот действительно интересный тренд, заслуживающий внимания потенциальных инвесторов и отмеченный аналитиками Knight Frank, — это повсеместное снижение вакантных площадей в столичных объектах стрит-ритейла. Максимальное сокращение на 4,9% было отмечено на Садовом кольце, где доля вакантных помещений составляет сейчас 11,9% против 16,8% в 2017-м. Упала по итогам 2018 года доля вакантных площадей «уличной торговли», к примеру, на пяти крупнейших проспектах города (Ленинском, Мира, Кутузовском, Комсомольском и Ленинградском) — до 13,4% от общего объема (-2,9% по сравнению с прошлым годом). В результате на текущий момент общий объем вакансии в торговых помещениях стрит-ритейла составляет около 38 000 квадратных метров, что в целом соответствует размерам одного большого торгового центра.

При этом минимальный размер арендных ставок за год не изменился и составил 30 000 рублей за «квадрат». Зато снижение верхней границы ставки (в 2017-м — 280 000 рублей) наблюдалось в большинстве ключевых торговых коридоров города — на 8−20% (в зависимости от места).

Еще к одной важной тенденции можно отнести уменьшение средней площади торговых помещений в предложении: с 199,4 «квадратов» в 2017 году до 196,6 в текущем. Это обусловлено, прежде всего, спросом со стороны рынка, а именно: у операторов, стремящихся быть ближе к потребителю. Меньший формат позволяет ритейлеру войти в большее количество объектов, тогда как большая площадь арендуемого помещения сокращает количество предложений. Кроме того, в новом предложении объектов стрит-ритейла девелоперы с целью более быстрого возврата инвестиции проектируют коммерческие площади с превалирующим количеством небольших помещений, ставка на которые гораздо выше в сравнении с крупноформатными площадями. Особенно это характерно для объектов, расположенных в центре города.

О том, чем «малые формы» могут быть интересны для частных инвесторов, я уже ранее рассказывал здесь.

Егор Клименко
Генеральный директор AKTIVO
Источник: CRE
14/12/2018

Узнавайте первыми!

Получайте еженедельный дайжест новостей рынка недвижимости и аналитические материалы от наших специалистов первыми. Мы ценим ваше время и не занимаемся рассылкой спама.

Обратная связь

Выберите действие и наши специалисты проконсультируют вас по возникшим вопросам в удобной для вас форме

Заказать звонокНаписать сообщение