Zdanie.info
Какие требования к торговым помещениям предъявляют арендаторы
В ситуации нестабильности рынков и валютных курсов все больше инвесторов выходят на рынок коммерческой недвижимости, способной приносить немалый доход от сдачи помещений в аренду. Этот тренд подтверждают и данные компании CBRE, по подсчетам которой инвестиции в коммерческую недвижимость в России за I квартал 2016 года по сравнению с прошлым годом выросли в 4,5 раза. Однако вкладывая средства в такой проект, инвестор должен отдавать себе отчет, насколько его площади будут востребованы, и кто будет их арендовать.
Дмитрий Михайлов
Директор по развитию AKTIVO
Безусловно, каждый арендатор торгового помещения заинтересован в наиболее выгодной локации для своего бизнеса, где ему удобно повесить свою вывеску и продавать товар. Это ясно любому собственнику коммерческого объекта. Тем не менее, полагать, что этим специфика выбора коммерческого объекта для инвестирования и ограничивается, было бы неверно. Разные форматы торговой недвижимости предполагают и разных арендаторов со своими требованиями к помещению с точки зрения безопасности, наличия в нем коммуникаций и прочего. Итак, остановимся на этом подробнее.

1
Арендаторы непритязательные, но проблемные

Небольшие торговые площади размером 40-50 кв. метров, пожалуй, одни из самых ликвидных объектов на рынке торговой недвижимости. Если такие площади имеют хорошую локацию, к примеру, у метро или на проходных улицах, на них могут претендовать достаточно много арендаторов: чаще всего это магазины сотовой связи, магазины цветов и продавцы мясной продукции, такие как «Сетунь», «Дымов», «Мясницкий ряд» и т.д. Такие точки бывают востребованы салонами красоты, парикмахерскими и другими представителями сферы услуг. Ставка за кв. метр в небольших помещениях может достигать 10 000 руб. в месяц, а иной раз и выше.

Тем не менее, за высокие ставки этого торгового формата собственникам помещений нередко приходится расплачиваться своим временем и нервами из-за постоянных просьб съемщиков понизить арендную ставку, угроз, связанных с тем, что арендатор покинет помещение, и т.д. И такие угрозы имеют под собой основания – небольшие арендаторы, как правило, довольно мобильны.
К примеру, сети салонов сотовой связи на открытие новой точки тратят всего от 600 000 до 1 млн рублей. В случае если текущая локация или арендная ставка конкретной точки не устраивают руководство сети, ее покидают, а товар перевозят на место получше – финансовые затраты на такой переезд за счет экономии на аренде можно «отбить» всего за несколько месяцев. Собственник же будет вынужден искать себе нового постояльца. К таким мобильным арендаторам относятся и небольшие магазинчики, продающие ограниченный ассортимент продовольственных товаров – затраты на открытие торговых точек у них тоже не очень велики. Отсюда и агрессивная стратегия, которой часто следуют в таком бизнесе: взять лучшее место по ставке выше рыночной, а затем уговорами и угрозами снижать ее, насколько это возможно. Собственнику помещения нужно быть готовым и к этому.
Особняком в этом ряду стоят аптеки, которые, как правило, также арендуют площади размером 40-60 кв. метров. Этот тип арендаторов более консервативен, меняет локацию с явным неудовольствием. У аптечного бизнеса есть дополнительная причина подходить серьезно к выбору места для торговли и идти на компромисс с собственником. Все дело в лицензии, которую аптеки получают на торговлю в конкретном месте. Получение разрешительной документации на новый объект – это всегда затрата времени и денег.

2
Особые требования: банки, ломбарды и ювелирные салоны

В целом мелкие арендаторы довольно неприхотливы и не выдвигают к помещению особых требований: при сдаче помещения в аренду собственнику не нужно думать, к примеру, об обеспечении надежного энергоснабжения объекта или дополнительных мощностях электроэнергии. А вот ювелирные салоны, банки и ломбарды в этом отношении намного более требовательны.

К примеру, приглашать такого арендатора в стеклянный торговый павильон просто бессмысленно. Менеджеры и собственники этого бизнеса очень дотошно изучают объект именно с точки зрения возможного взлома и проникновения в помещение. А бизнесу, связанному с финансовыми услугами, в частности, банкам, необходимо постоянное подключение к электроснабжению и наличие резервной линии, которая будет обеспечивать бесперебойную подачу электроэнергии в случае возникновения проблем на основной линии. Причем наличие должной безопасности и особые требования к энергоснабжению, как правило, не сказываются на величине арендной ставки.
Такой метраж позволяет иметь меньше офисов, но предлагать населению полный перечень услуг в каждой локации. За помещения такой площади банковские организации платят по среднесрочной цене около 5-7 тысяч руб. за кв. метр и не предлагают никаких наценок за свои повышенные требования.
Еще в 2011-2012 годах, когда банковские организации активно развивали свои розничные сети, они часто арендовали небольшие помещения площадью 40-60 кв. метров, но сейчас количество таких отделений сокращается. Вместо многочисленных маленьких офисов банки предлагают клиентам онлайн-обслуживание. Это, конечно, не значит, что они совсем перестали открывать новые отделения, но предпочтения банковских организаций изменились. Сейчас большинство из них развивает сеть отделений в формате от 100 кв. метров.

3
Небольшие продуктовые магазины: лицензии на алкоголь и сложности переезда

Продовольственные магазины, предлагающие широкой ассортимент товаров, в частности, супермаркеты, как правило, предпочитают арендовать значительно бОльшие площади – от 300-350 кв. метров. Торговые сети, торгующие продуктами питания, сейчас готовы арендовать площади от 1500 до 4000 руб. в месяц за кв. метр. В последнее время продуктовые магазины предлагают собственникам не фиксированные ставки, а процент от оборота, чтобы минимизировать свои убытки. Продовольственная розница не любит платить много. Но особенность такого арендатора в том, что он готов занимать место не только на первой линии, но и в глубине жилого массива, поскольку и там найдутся покупатели, которые будут ему лояльны.

Излюбленная локация крупных продуктовых магазинов – это отдельно стоящие здания с дополнительным входом для погрузки и выгрузки товара. Первые этажи жилых домов они занимают неохотно – жильцы жалуются на шум от погрузки, запахи, разговоры под окнами и т. д. Тем не менее, если в районе других вариантов нет, ритейлеры соглашаются и на жилые дома. Однако самый главный фактор, влияющий на стоимость коммерческого объекта для таких арендаторов, – возможность получить лицензию на торговлю алкоголем. Любой продовольственный магазин получает значительную долю прибыли от торговли «горячительным» и прописывает в договорах аренды, что до тех пор, пока не получит лицензию для этого помещения, ставка будет меньше на 30-50%. Инвестору, вложившему средства в такой объект, следует знать, что торговым точкам вблизи детских садов, школ и других образовательных учреждений лицензии на алкоголь не выдаются.

4
Требовательный арендатор: общепит

Ресторанный бизнес или фастфуд может претендовать на различные площади. Для иного фастфуда подойдут и 20-30 кв. метров. Столовым, кафе или ресторанам, конечно, нужны помещения побольше. К тому же не всякое помещение подходит для точки общепита: всё, что связано с приготовлением еды, требует наличия больших мощностей электроэнергии (от 100 кВт) и возможности оборудовать вытяжку (т.е. доступ к вентиляции). Все это обеспечивает собственник. Если же речь идет не о фастфуде, а о ресторанном бизнесе, рассчитывать на высокие ставки аренды особо не приходится. Даже самые престижные и известные рестораны зачастую не слишком прибыльны. Ставки аренды на помещения под рестораны могут быть среднерыночными, а могут быть и ниже.

5
Арендаторы стабильные и солидные

Вероятно, повторю прописную истину, если скажу, что наиболее стабилен тот арендатор, который арендует наибольшую площадь. Компании, открывающие торговые объекты площадью от 1000 кв. метров, разумеется, стараются подходить к вопросу выбора помещения наиболее тщательно. Открытие такой торговой точки – это уже десятки миллионов рублей. Переезд такого гиганта может занять не одну неделю. Но и собственнику помещения может потребоваться больше времени, чтобы в случае возникновения проблем найти замену крупному арендатору. Такая ситуация настраивает обе стороны на поиск консенсуса в различных вопросах.

На наш взгляд, с такого рода арендаторами собственнику работать намного выгоднее. Так, инвесторы нашей краудфандинговой площадки на данный момент приобрели два объекта стрит-ритейла, якорными арендаторами в которых являются супермаркеты «Виктория» и «Пятерочка», занимающие площади 2 000 и 650 кв. метров соответственно. Следующим нашим объектом также должно стать помещение, якорным арендатором которого будет продовольственный магазин – супермаркет известного бренда. Ставки аренды для таких магазинов составляют 1500 – 4000 руб. за кв. метр. Теоретически мы могли бы заниматься покупкой объектов меньшей площади и сдавать их по низким ставкам или нарезать площади под сдачу по более высоким ставкам. Но тогда не получали бы стабильный доход и не могли бы рассчитывать на пятнадцатилетние контракты, предполагающие ежегодную индексацию.

Если арендатор регулярно вносит арендную плату и помещение не простаивает, это значит, что собственник не несет убытки.
Выбрав для себя локацию, крупный магазин вряд ли покинет ее, если арендная ставка составляет менее 10% от его оборота. При этом бизнес крупнейших торговых сетей активно развивается даже в кризис, и риск потери такого арендатора, по крайней мере, в ближайшей перспективе, представляется минимальным.
Каждый собственник сам выбирает стратегию: стремится он к высоким ставкам или к стабильности. На мой взгляд, именно стабильный арендатор в итоге приносит собственнику больший доход, чем тот, кто вроде бы готов платить большие суммы.
Источник: Zdanie.info
16/09/2016

Обратная связь

Выберите действие и наши специалисты проконсультируют вас по возникшим вопросам в удобной для вас форме

Заказать звонокНаписать сообщение