Российская Газета
Вложились по-крупному
Когда в одиночку бизнес не поднять, на помощь приходит краудфандинг
За рубежом схема коллективного инвестирования используется достаточно активно и приносит прибыль. В частности, по оценкам экспертов, стоимость Fundrise, первой в мире краудфандинговой компании, работающей с недвижимостью, была оценена еще два года назад в $77,5 млн. В России этот рынок только начал развиваться, и пока число его участников можно пересчитать по пальцам одной руки.
Зачастую человек долгое время вынашивает гениальную бизнес-идею, но не знает, где найти денег, чтобы запустить ее в жизнь. Когда в одиночку нереально вложиться в крупный бизнес, можно бросить клич и собрать миллиарды. Один из способов объединить тысячи микро-инвесторов, располагающих суммами в одну, две или три тысячи долларов, называется краудфандингом. Это новый формат коллективных инвестиций.

"Главным инструментом краудфандинга в западных странах являются REIC (RealEstateInvestRusts) - это инвестиционные фонды, работающие под разными формами собственности, сообщил вице-президент NAIBecar Дмитрий Сороколетов. - В России с недавнего времени существует несколько специализированных краудфандинговых платформ, в том числе Aktivo.
- В условиях кризиса инвесторы и государственные финансовые институты не спешат вкладываться в проекты на начальном этапе. Поэтому для многих стартапов участие в краудфандинге остается единственным источником привлечения средств, - уверен Игорь Шестаков.
Краудфандинг в России - это молодой, стремительно развивающийся рынок по привлечению финансовых ресурсов. Сегодня он помогает в кратчайшие сроки найти финансовую поддержку для завершения проекта. "Краудфандинговые платформы дают шанс реализовать проекты на этапе идеи за счет "пожертвований" спонсоров, - пояснил "РГ" руководитель проектов Финэкспертизы Игорь Шестаков. - Привлечение средств проходит на специальных интернет-платформах. Наиболее известная из них на сегодняшний день - Kickstarter.

По мнению экспертов, изначально эти платформы не вызывали доверия у бизнеса, что отчасти объясняется невысокой информированностью большинства потенциальных доноров о краудфандинге как таковом. Сегодня этот барьер исчез, и все больше людей начинают проявлять интерес и пользоваться новым инструментом для инвестирования.
Сегодня в России, по данным Финэкспертизы, работает более десяти площадок, из которых можно выделить две основные: Planeta.ru и Boomstarter. С начала 2015 года им удалось привлечь на свои проекты 89,6 млн рублей, всего было запущено более двух тысяч проектов, спонсорами которых выступили более 25 тысяч доноров. "С каждым годом в краудфандинговой системе появляется все больше тематических площадок. Например, среди них есть и такие, которые занимаются развитием краудфандинга для компьютерных игр или поддержкой молодых музыкантов", - рассказал Игорь Шестаков.

Новый инструмент может быть интересен и в сфере недвижимости. "Года три назад в Москве появилось множество закрытых паевых фондов недвижимости, сформированных на базе жилых объектов, - сообщил Дмитрий Сороколетов. - Все они работали по одной схеме: инвестор покупал пай в фонде, который инвестировал в проекты на начальной стадии строительства. Фонд рос за счет разницы между стартовой и итоговой ценой объекта, что при нормальном развитии рынка давало прирост стоимости 30-40%. После получения свидетельства о собственности фонд продавал квартиры, а доходность начислялась за счет ротации объектов".
Звучит очень привлекательно, но в реальности доход пайщиков составляет в таких проектах не более 13-16%. Дмитрий Сороколетов объясняет это тем, что львиную долю прибыли съедают расходы на содержание и управление. Деятельность ЗПИФов строго регламентирована и подконтрольна государству.
У краудфандинга в России в сегменте коммерческой недвижимости будущее, безусловно, есть. Возможно, через 10-20 лет рынок коллективных инвестиций будет в этой сфере сформирован. Но для этого нужны добросовестные игроки, которые смогут доказать надежность формата потенциальным инвесторам.

В целом же новый инвестиционный инструмент сегодня вызывает активный интерес не только со стороны молодых предпринимателей в нашей стране, но и крупных брендов. Например, один из популярных телеканалов привлекает проектное финансирование посредством краудфандинга.
Источник: Российская Газета
28/09/2016

Обратная связь

Выберите действие и наши специалисты проконсультируют вас по возникшим вопросам в удобной для вас форме

Заказать звонокНаписать сообщение