«Мертвый сезон» — миф или реальность: стоит ли выставлять объект коммерческой недвижимости на продажу летом?
Ни для кого не секрет, что рынок коммерческой недвижимости традиционно подвержен сезонности. Любая компания-посредник, имеющая на рынке хоть какой-то бэкграунд, легко назовет периоды активных продаж и спада.
«Мертвый сезон» — старая проблема российского рынка коммерческой недвижимости: продаж нет, все в отпусках. Казалось бы, что такого, почему бы не сделать перерыв на лето? В то же время проблема «мертвого сезона» часто беспокоит собственников объектов коммерческой недвижимости, которые хотели бы по тем или иным причинам сократить срок экспозиции объекта. В этой статье расскажем, что такое «мертвый сезон» и стоит ли выставлять объект на продажу, когда, по словам риелторов, покупатели не активны?
![]()
Дмитрий Михайлов
Директор по развитию AKTIVO
Ни для кого не секрет, что рынок коммерческой недвижимости традиционно подвержен сезонности. Любая компания-посредник, имеющая на рынке хоть какой-то бэкграунд, легко назовет периоды активных продаж и спада. Самый всплеск сделок купли-продажи объектов коммерческой недвижимости приходится на ноябрь (активной также остается и первая половина декабря). В этот период наблюдается пик выплат государственных заказчиков своим подрядчикам, а топ-менеджеры многих крупных компаний получают годовые бонусы и вкладывают средства в недвижимость.
Вторая половина декабря и январь, как правило, большим количеством сделок риелтеров не радует, а следующий пик активности покупателей приходится уже на март — апрель (захватывая и первую половину мая, когда завершаются сделки, договоренность по которым произошла в апреле). Далее следуют июнь, не слишком активный месяц, «мертвый сезон» в июле и постепенное оживление рынка в августе, когда начинаются первые продажи. Ну и, конечно, в сентябре и октябре число сделок возрастает (иногда в разы).
С чем это связано? Безусловно, с активностью покупателей. В России есть большой класс людей, которые воспринимают коммерческую недвижимость как инструмент вложения средств с целью их сохранения и приумножения. А покупатель со средним чеком 100–500 млн ₽ имеет свои привычки. И долгосрочный отпуск, проведенный, как правило, за границей, для него святое. Такой период отпусков, как несложно догадаться, приходится на периоды с декабря по январь и с мая по август.
Летний и зимний периоды продаж в той или иной степени влияют на работу всех компаний, занимающихся посредничеством на рынке. В июле обороты риэлтерских агентств обычно падают на 30–50%, а то и больше.
Что это значит для собственника объекта и стоит ли выставлять объект на продажу в неблагоприятный период? Ответ, скорее, положительный. На рынке есть инструменты, которые позволяют продать объект фактически без учета фактора сезонности. В последнее время в России на рынке коммерческой недвижимости развиваются закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФы), которые предусматривают покупку объектов пулом инвесторов.
Фактор сезонности для таких проектов менее значим. Аудитория таких проектов — собственники бизнеса и топ-менеджеры компаний, которые, как правило, не покидают страну надолго, а длительные отпуска за рубежом планируют на более отдаленное будущее. Причем экспозиция объекта на площадке «вне сезона» не предполагает какого-либо дисконта, ведь не секрет, что возможности пула инвесторов могут оказаться выше, чем единоличного покупателя. Поэтому, если собственник объекта заинтересован в его продаже, ориентироваться на сезонность необязательно. Объект может найти своего покупателя вне зависимости от того, «мертвый» сейчас сезон или период активных продаж.
Источник: Realty.Dmir