Top.Mail.Ru
Картина «Белая ночь» И. И. Левитан 1880 г. — AKTIVO
8 800 500-64-64ЛКЛичный кабинет

Белая ночь
И. И. Левитан
1880 г.

Категория и техника
холст, масло
Размер
56,4 х 76,4 см см
Белая ночь
Имеется экспертное заключение
Стоимость работы
Цена договорная
Более 80% предметов современного искусства, импрессионизма и модерна растут в цене, если владелец держит их более 10 летИз исследования аудиторской компании Deloitte

Описание

«Природа есть откровение искусства, а искусство — откровение природы». Иван Тургенев

Картина Исаака Левитана «Белая ночь» — погружение в атмосферу русских сумерек.

Картина «Белая ночь», созданная выдающимся русским живописцем Исааком Левитаном в 1880 году, остается одним из наиболее проникновенных и загадочных его произведений. Это полотно не только отражает эстетическую красоту русских пейзажей, но и раскрывает глубокое философское осмысление тонких и мимолетных состояний природы. Именно такие переходные состояния, когда грань между днем и ночью становится едва различимой, особенно вдохновляли художника.

На полотне Левитану удалось запечатлеть тонкое состояние природы, погруженной в мягкий, рассеянный свет, когда четкая грань между ночью и днем стирается.

Перед зрителем разворачивается тихий речной пейзаж, в котором каждая деталь играет важную роль в общем замысле автора. Взгляд зрителя плавно движется по композиции, начиная от темно-фиолетовой лодки на переднем плане, отбрасывающей густую тень на землю, и постепенно перетекая через ряд небольших лодочек, расположенных чуть дальше. Именно эти лодочки создают визуальный и смысловой центр композиции. Особое внимание художника к деталям выражается в тонких переходах оттенков и полутеней, усиливающих ощущение глубины и гармонии.

Цветовая палитра картины наполнена сдержанными, мягкими тонами. Небо окрашено в глубокие сине-фиолетовые оттенки, разбавленные легкими прозрачными облаками, словно дымкой, окутывающими горизонт. Вода зеркально отражает небесный свет, создавая иллюзию бесконечности пространства и придавая картине внутреннюю уравновешенность и спокойствие.

Одной из важнейших особенностей полотна является работа Левитана с освещением. Художник искусно передает игру света и тени, где основным источником освещения становится заходящее солнце, невидимое зрителю, но присутствующее в виде мягкого отраженного света, исходящего из-за горизонта. Этот прием усиливает атмосферу таинственности, ведь зритель невольно задается вопросом — что именно изображено на полотне: заходящее солнце или поднимающаяся полная луна?

Левитан умело создает композиционный центр, используя принцип поворотной симметрии и отражения форм предметов. Передний план переходит во второй через отражение лодок в воде, затем через прибрежные растения и отражения деревьев соединяется с дальним берегом, а далее, через силуэты деревьев — с небом, замыкая круг отражением небосвода в воде. Композиция выстроена таким образом, что взгляд зрителя постоянно движется по кругу, возвращаясь к центральным элементам картины и вновь уходя вглубь.

Особое внимание заслуживает цветовой контраст и ритм картины. Левитан виртуозно играет со светотенью и тональными переходами. Темно-зеленая трава и светло-синие участки земли создают особое напряжение, избегая банальности в сочетаниях цветов и достигая эффекта плотности и прозрачности одновременно. Именно это усиливает ощущение реальности изображаемого пространства, делая его почти осязаемым.

Художник сознательно нарушает традиционное понимание тени в живописи, придавая ей цветовой объем и материальность. Отражения света от воды, падающие на лодки и траву, создают цветовые рефлексы и подчеркивают пластику предметов. Этот новаторский подход к изображению тени является важной стилистической чертой Левитана, демонстрирующей его глубокое понимание природы света и цвета.

Левитан использует тонко проработанные цветовые и световые рефлексы, которые соединяются в едином живописном замысле. Прием тонкой лессировки, который художник виртуозно применяет на полотне, создает эффект прозрачности и глубины цвета, придавая картине особое очарование и воздушность. Даже незавершенность мазков не воспринимается как небрежность, а наоборот, подчеркивает живость и непосредственность авторского восприятия.

Также стоит отметить, что «Белая ночь» является знаковой картиной в творчестве Левитана, закладывающей основы новых художественных подходов и приемов, ставших позднее характерными для всего модернистского направления. Левитан демонстрирует новаторство в изображении сумерек и ночного освещения, создавая при этом глубокий и многоплановый художественный образ.

Эмоциональный настрой полотна наполнен чувством умиротворения и легкой ностальгии, подчеркивая глубокую связь человека с природой. Художник стремится передать не просто красоту момента, но и его внутренний смысл, чувство органического единения человека и природы, раскрывающееся зрителю через тонкую гармонию света, цвета и композиции.

Таким образом, картина «Белая ночь» Исаака Левитана становится не просто изображением природы, а глубоким философским размышлением о времени, пространстве и вечном единстве человека с окружающим миром.

Развернуть
Свернуть
И. И. Левитан
Автор

И. И. Левитан

Годы жизни: 18(30).08.1860–22.07(4.08).10.1900

Один из самых знаменитых пейзажистов пореформенной эпохи. Академик Императорской Академии художеств. Картины Левитана находятся в собрании Третьяковской галереи и других музеях мира.

Левитан продолжил дело своего учителя Алексея Саврасова, который искренне любил русский пейзаж и мастерски передавал на полотне оттенки настроения.

Через природу Левитан познавал мир. Он не просто писал лес, он передавал шум ветра, пение птиц, атмосферу того дня, когда была написана работа. Художнику особенно давалось изображение полутонов — теней, влажности, сумерек, утренней дымки, межсезонья и т.д. Он любил и умел изображать тонкие нюансы освещения и цветовой гаммы.

Левитан любил писать с натуры и мог в одной картине рассказать целую историю. Он не стремился к ботанической точности, главное для него было передать состояние — автора и этого места. Например, известная картина «Владимирка» оставляет ощущение безысходности: на полотне Левитан запечатлел путь, по которому на каторгу отправляли в Сибирь заключенных.

Считается, что в большей степени Левитан — мастер меланхоличного пейзажа, но в его арсенале есть и жизнерадостные работы, в которых художник использует легкую, быструю, эскизную манеру письма.

Развернуть
Свернуть

Как начать инвестировать

Выберите фонд
Изучите финансовую модель, историческую/прогнозируемую доходность
01
Приобретайте паи
Онлайн в личном кабинете.
Порог входа — от 200 тыс. ₽
02
Получайте доход
до 27% годовых
Ежемесячно со следующего месяца после покупки. Отслеживайте состояние портфеля в личном кабинете
Регистрация на портале
Зарегистрироваться
03
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь
с тем, что мы используем cookies
Ок