В произведениях А.М. Сорочкина выражено представление о мире как об арене борьбы полярных начал. Четкая пластическая формула фиксирует реальность картины, находящейся в состоянии равновесия между противоположных сил. В этой точке равновесия сохраняется гармония и порядок. Красота и драматизм в творчестве Сорочкина неразделимы.
А.М. Сорочкин не случайно любил больше всего писать натюрморты, потому что он воспринимал живопись как аналитическое искусство. В них он часто намеренно нарушал законы перспективы и искажал формы — его яблоки и груши, кувшины и вазы как будто изображены с нескольких ракурсов одновременно. Натюрморты Сорочкина имеют особенный подход к написанию: стилистика художника перестает быть классической, цветовая палитра становится ярче и светлее, а формы приобретают дополнительную плотность.
В представленной работе художником используется высокая точка обозрения предметов. В итоге мы наблюдаем не силуэт груш и яблок, лежащих на газете или табуретке, а композицию, где яблоко, груши, цветы с газетой — это целый ансамбль. Табурет — это театральная сцена с фоном и занавесом.
Александр Михайлович ставил перед собой задачу не написать то, как предметы выглядят в реальности, а то, как они взаимодействуют между собой и будут выглядеть с его художественной точки зрения наиболее выгодно по отношению к зрителю. Поэтому геометрия стула имеет определенный наклон, угол развернут и немного завышен, общий фон имеет ярко выраженный темный контраст с белой газетой. Очевидно, что художника абсолютно не интересует устойчивость груши под умышленным наклоном плоскости табурета, его интересует, как предметы выглядят со всех точек их обозрения, чтобы достичь особого эффекта и выразительности.
В натюрморте используется обратная перспектива, которой обычно пользуются художники в иконописи. Дальние предметы начинают активнее взаимодействовать со зрителем. Наклон сделан таким образом, что предметы создают ощущение, словно они падают и надвигаются на нас, при этом композиция остается устойчивой и цельной.
Каждый цветок в произведении обладает своей степенью освещения, и букет у художника превращается в яркое буйство формы и цвета. Особенно интересен цвет поверхности табурета: на нем собраны все цветовые рефлексы, что привлекает внимание к его рассмотрению. Все предметы в натюрморте самостоятельны по своей форме, освещению и цвету. Своими четкими образами они напоминают нам о стилевом явлении фовизма в живописи этого произведения.
«Другой»… Так «классифицировала» Александра Сорочкина искусствовед, куратор выставочной деятельности «Галереи Назарова» Татьяна Нечаева. В одной из статей Татьяна Ивановна пишет: «Его холсты, сохранившие творческий накал, упруги, целостны, точно сформулированы. “Что” и “как” в них равноправны и нераздельны. Все средства выразительности, все детали несут смысл. Колорит, композиция, ритм, гиперреалистическая прописанность, вплоть до “обманки”, или крупная обобщенность, деформация форм и цвета, значение предметов, деталей, символов — все шаг за шагом открывает глубину, философское содержание и взаимоотношение художника с действительностью. Объект изображения и пространство имеют равную материальную плотность и энергию противодействия. В борьбе внутреннего и внешнего границы их контактов напрягаются, едва не до разрыва, линии натягиваются, как тетива. Красота и драматизм неразлучны в полотнах Сорочкина.
И еще — чистота. Независимость была основой его жизни и творчества. Рожденный под знаком Водолея, Сорочкин не выносил принуждения, чужих правил, не терпел нравоучений. Он не был любимцем судьбы, если не считать большого дара — таланта. Он отрабатывал его честно, не погрешив против правды, не сфальшивив. Когда творческие и нравственные силы ослабли, он отложил кисть…».
Если вас заинтересовала данная картина, свяжитесь с личным менеджером.