Top.Mail.Ru
Картина «Троице-Сергиевская лавра» В. П. Криворучко 1992 г. — AKTIVO
8 800 500-64-64ЛКЛичный кабинет

Троице-Сергиевская лавра
В. П. Криворучко
1992 г.

Категория и техника
холст, масло
Размер
50х70 см
Троице-Сергиевская лавра
Троице-Сергиевская лавра
Троице-Сергиевская лавра
Троице-Сергиевская лавра
Троице-Сергиевская лавра
Стоимость работы
650 000 ₽
Более 80% предметов современного искусства, импрессионизма и модерна растут в цене, если владелец держит их более 10 летИз исследования аудиторской компании Deloitte

Описание

Провенанс
Приобретена у мецената

25 сентября 1992 года состоялась последняя выставка Василия Павловича, приуроченная к 600-летней годовщине со дня смерти святого Сергия Радонежского (1314-1392 гг.). Несмотря на продолжительную болезнь, художник завершил такие картины, как «Св. преподобный Сергий Радонежский», «Св. Серафим Саровский» и «Троице-Сергиевская лавра». Выставка была освящена православными священниками, и именно тогда художнику была вручена премия Сергия Радонежского, что придает произведению дополнительный символический смысл.

Лавра всегда считалась крупнейшим оплотом российского православия. Этот мужской монастырь, основанный в XIV веке в Сергиевом Посаде, обладает богатой историей. В нем хранятся мощи преподобного Сергия Радонежского, святого игумена Земли Русской, а также других святых. Монастырь сыграл важную роль в борьбе против татарского ига, противостоял полякам в период Смутного времени и поддержал Петра I во время его борьбы с царевной Софьей. На территории обители также расположен некрополь семьи Годуновых и захоронения других знаковых личностей, имеющих огромное значение для российской истории.

В картине В.П. Криворучко «Троице-Сергиевская лавра» монастырь изображен таким, каким он был в конце XX века. Полотно погружает зрителя в завораживающий мир импрессионизма, где каждая игра света и цвета наполнена особой энергией. Палитра художника пропитана мягкими и радужными оттенками: от теплых желтых и золотых тонов до глубоких зеленых и небесно-голубых. Этот контраст создает атмосферу умиротворения и вдохновения, приглашая остановиться, замереть и осознать величие момента. Картина излучает ауру спокойствия и Божественного присутствия, унося нас к истокам православной веры, где время, кажется, останавливается, а преграды между людьми и вечностью стираются.

В центре композиции величественно возвышается пятикупольный Успенский собор (1559-1585), заложенный по велению царя Иоанна IV Грозного. Его яркие синие купола, словно руки, тянущиеся к небу, окружают центральный купол, покрытый золотом, который искрится на солнечных лучах, создавая эффект свечения. Недалеко от собора находится колокольня с ее стройной башней, выполненная в романтическом стиле. Это самое высокое строение в лавре — настоящее произведение искусства храмового зодчества XVIII века. Красавица-колокольня была оснащена 42 колоколами, каждый из которых имел собственное имя. Наиболее известный из них — колокол, весивший 64 тонны, называется «Царь». Позади него следовали «Годуновский» и «Корноухий». Их мощное звучание разносится по всему Сергиеву Посаду; в праздничные дни колокольный звон наполняет так атмосферу мелодиями, что всем возвещает о молитвах и собраниях верующих.

На заднем плане виден храм Рождества святого Иоанна Предтечи, построенный в 1693 году. Этот храм стал образцом московской барочной архитектуры, выделяющейся на фоне других церквей монастыря. Каждый элемент картины насыщен глубоким смыслом. Белоснежные стены монастыря, изображенные с определенной степенью детализации, олицетворяют чистоту и невинность монашеской жизни.

Особое место в картине занимает небо. Ярко-голубой цвет излучает спокойствие и надежду, наполняя сердца радостью. В этом безбрежном пространстве парят белые облака — легкие и пушистые, они свободно скользят по небесной глади, играя в прятки с лучами солнца. Ветер нежно колышет облака, как заботливый пастушонок, а солнечные лучи, пробиваясь сквозь них, рисуют золотые пятна прямо на стенах монастыря.

Свет солнца, пробивающийся через облака, создает волшебную игру света и тени на земле. На переднем плане много людей, каждый из которых движется в своем направлении. Ритм движения людей на земле и небесная игра облаков в композиции художника словно танец — они едины друг с другом. На фоне величественных строений монастыря этот миг становится одой красоте природы и одновременно напоминает нам о вечном.

Идея картины заключается в передаче красоты лавры, которая проявляется не только в архитектуре храмов, но и в особом духе ее. Художнику удалось запечатлеть радость человеческого бытия и благодать горнего мира, показав зрителю красоту созерцания Троице-Сергиевой лавры и природу солнечного светлого дня в художественной стилистике русского импрессионизма.

Если вас заинтересовала данная картина, свяжитесь с личным менеджером.

Развернуть
Свернуть
В. П. Криворучко
Автор

В. П. Криворучко

Годы жизни: 10.08.1919 – 17.11.1994

Заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат премии Сергея Радонежского, живописец, художник-график. Родился в Алтайском крае, учился в Харькове, Москве, затем переехал в Воронеж.

Много писал в жанре соцреализма, первая известность пришла благодаря работам на индустриальные темы. Впоследствии переключился на историческую тематику, в своем творчестве Криворучко проявил себя как ученый историк, архивариус, этнограф. Ряд работ посвятил золотому веку русской иконописи с его представителями — Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Дионисием.

Также художник создал серию произведений на основе поездок по странам Европы, Средиземноморья и Африки. Из своих поездок он привозил не только сюжеты для новых произведений, но и горсточку земли, морские камешки или воду, которые хранил в стеклянных сосудах. Эта коллекция находится в Лискинском музее.

Интересные факты

Участник Великой Отечественной войны в качестве командира отделения связи 12-й армии Юго-Западного фронта.

Работы находятся в Музее истории Москвы, Тульском музее изобразительных искусств, Владимирском историко-художественном музее-заповеднике, Псковском музее-заповеднике, Краснодарском музее изобразительных искусств, Новосибирской картинной галерее и в других российских музеях, а также в частных собраниях Финляндии, Швеции, Бельгии, Чехии и США.

Художник не только писал картины, но и занимался поэзией. Его стихи, как и живописное творчество, во многом были посвящены истории страны и наполнены любовью к Родине.

В Воронеже его именем названа улица. Лискинская картинная галерея (Воронежская область) с 2005 г. носит имя Криворучко.

«Никогда не продавал своих картин, которые представляли собой историю родины. Всегда дарил. Еще от родителей знал: продал — потерял, подарил — приобрел».

В. Криворучко

Развернуть
Свернуть
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь
с тем, что мы используем cookies
Ок