Художественная манера Александра Сорочкина в живописи, особенно в графике, проистекает от утонченного вкуса и хорошего образования, но главное — от самой личности художника. Он является острым, артистичным рисовальщиком. Композиции Сорочкина строятся на линиях, а не пятнах, создавая эффект импровизации, и именно так рождаются его пейзажи, портреты и натюрморты. Ольга Федоровна Сорочкина, супруга художника, как-то заметила: «Мне кажется, его страсть — натюрморт».
«Ничего лишнего. Только выражение идеи через форму. Острые углы — о них можно ушибиться, лепестки подсолнуха — о них можно порезаться. Тревога и боль. Мир небезопасен», — так искусствовед, член-корреспондент Российской академии художеств Татьяна Ивановна Нечаева прекрасно характеризует художника Сорочкина, и это можно наглядно увидеть в данном произведении «Подсолнухи на окне».
Сначала создается впечатление, что эта картина представляет собой яркий спектакль лета, запечатленный в мгновении, когда открытое окно приглашает свежий воздух и солнечный свет внутрь. Вид из окна открывает перед зрителем живописный летний сад. Однако ни это, ни летняя свежесть не являются главными героями произведения. Драматизм произведения заключается в крайней степени экспрессии геометрии, а она — в напряжении форм. Иногда кажется, что это напряжение, энергетическое ядро едва сдерживается внутри картины, но все же сдерживается.
В своих картинах А.М. Сорочкин отсекает все лишнее и случайное, очищая форму до первоосновы, до архетипа, тем самым показывая суть каждого предмета. Его стилистика отошла от мгновенных впечатлений импрессионистов и развила строгую уравновешенность, присущую постимпрессионизму. Если импрессионисты писали жизнь такой, какой они ее видят, то Сорочкин стремился переносить на холст переработанную и проанализированную действительность.
Основа композиции натюрморта состоит из линий и устойчивых форм подоконника, рамы окна, выделенного угла стены. Поэтому формы кажутся равновесными и упорядоченными. Форма кувшина и груши намеренно нарушают законы перспективы, они как будто изображены с нескольких ракурсов одновременно. При этом его тяжеловесные формы заключены в плотные, четкие контуры. Однако все эстетично, ничего не выпадает из цельности композиции, автор собрал картину, как конструктор, все выглядит равновесным и упорядоченным.
В центре композиции стоят роскошные подсолнухи в глиняном горшке, их яркие желтые лепестки контрастируют с насыщенной зеленой листвой за окном. Художник, вдохновленный эстетикой Сезанна, использует слегка приглушенные, местами темные и глубокие цвета, которые перекрывают яркие оттенки лета. При помощи такой палитры он создает многослойную атмосферу, где каждый штрих пронизан эмоциями и переживаниями. Светлый цвет окна и темный фон стены — это точка опоры, которая гармонично держит пространство произведения.
Символизм изображения подсолнухов в том, что они всегда поворачиваются к солнцу. В этом произведении они олицетворяют желание художника нарушить правило известных стандартов в демонстрации света и красоты. Подсолнухи сами по себе красивы и повернуты к зрителю, а их острые края — это вызов стереотипам. Смысл отражает поиск художника альтернативных идеалов, присущих, например, реалистам или французским импрессионистам. Сорочкин считал, что работам импрессионистов не хватает равновесия и устойчивости, которые были свойственны его стилевым идеалам. Он стремился вернуть в живопись структуру и порядок, «сооружая» свои композиции как настоящий архитектор или новый скульптор.
Таким образом, картина «Подсолнухи на окне» является не просто изображением природной красоты, но и глубокой метафорой внутреннего состояния человека. Весьма вероятно, что каждый зритель, сталкиваясь с этой работой, ощутит двойственность и многогранность жизни, где яркие моменты гармонии переплетаются с небезопасными углами реальности. А. М. Сорочкин не только изображает реальный мир, но и открывает завесу над сложной природой бытия, отражая тревоги и надежды, которые бывают в повседневности.
В наследии художника Сорочкина немного произведений, доступных для продажи. Это, вероятно, связано с высокой оценкой их будущего инвестиционного потенциала со стороны коллекционеров. Таким образом, каждая выставка и каждая продажа становятся особенно значимыми для новых коллекционеров и любителей искусства.
Если вас заинтересовала данная картина, свяжитесь с личным менеджером.